Москва Наш район Фотогалерея Храм св. Анастасии

Автор   Гостевая   Пишите
Google

WWW
TeStan

Карты Москвы

Книги о Москве

Статьи о Москве

Музеи Москвы

Ресурсы о Москве

Главная>>Москва>>Музеи Москвы

Музеи и исторические места Москвы

Москва деревянная и Российский музей леса

Спpосили мудpеца: кто научил людей злу?
- Огонь, - был ответ.
Кто научил их быть сильными?
- Вода, - был ответ.
А кто научил их добpу?
- Деpево, - ответил мудpец.
Древняя притча.

Был бы хлеб да мука, а к лесу привыкнешь

Если бы москвичу удалось переместиться с помощью машины времени на несколько веков назад, то он очутился бы… в глухом, непроходимом лесу.

Древняя Московия изобиловала лесами. В XII-XIII веках территория современного Подмосковья была настолько лесистой, что летописец в качестве курьеза приводил такой факт: в 1175 году во время княжеской междоусобицы два враждебных войска, вышедшие навстречу друг другу (из Москвы и Владимира), заблудились в лесных чащобах и разминулись.

Не раз леса защищали московитов от нападений, особенно во время татаро-монгольского ига. Сюда бежали из Киевской Руси не только беззащитные крестьяне - но и бояре, и даже Киевский митрополит.

Возле лесу жить - голодному не быть.

Лес был не только "крышей", но и кормильцем. Лес давал еду - дичь, мед, грибы - лесная говядина - незаменимая пища в строгий пост, и ягоды. Лес обезпечивал одеждой - начиная с тулупа из шкур всевозможных лесных зверей до простых, но любимых русским мужиком лаптей. Из леса строилось жилье, делалась утварь. С помощью лучин и свечей из воска - дара лесных пчел, освещались жилища. Береста, а позже и бумага способствовали просвещению.

Сплав леса

Даже сейчас, в наш век научно-техническо-металлическо- электрического прогресса мы все еще с трудом можем представить себе жизнь без дерева. Как-то холодно и неуютно выглядит мебель из пластмассы и металла. Да и в деревнях если дом еще можно построить из кирпича, то уж кирпичная банька - ну никак на баньку не потянет. Пчел и пушных зверей давно научились выращивать в неволе, но за грибами да ягодками - земляничкой, черничкой, клюквой - все еще в лес ходим. Вместо телег мчат нас по асфальтированным улицам железные машины, однако, как выдался свободный денек - в лес, на шашлыки, или на дачу, к теплой русской печке, в которой весело потрескивают березовые дрова…

Это сейчас, - а в те времена, когда о сегодняшних удобствах и не помышляли? Без дерева нельзя было помыслить жизни. Весь достаток из лесу шел. Промыслами деревянными и семья сыта была, и для мены-продажи кое-что оставалось.

У замечательно сибирского писателя Евгения Пермяка, не понаслышке знакомого с лесом, есть сказка про 777 мастеров лесных профессий - лесовальной, лесопильной, смолокуренной, плотницкой, охотницкой, тележной, санниковой, столярной, дегтярной, мебельной, корабельно-лодочной, литейно-модельной, топорно-резной. До XVII века основными промыслами, которыми кормились местные жители были охота, бортничество и рыболовство. Охота была любимой забавой русских князей. Но даже для них это было не только развлечением, но и важным промыслом. Еще более важной она была для простых людей, особенно в лесной зоне Северной Руси. Во-первых, охота доставляла пищу значительной части населения, во-вторых, она обеспечивала мехами, нужными для изготовления теплой одежды, уплаты налогов и торговли (первоначально роль денег выполняли шкурки животных), в-третьих, давала шкуры для кожевенных работ.

Бортничество являлось другим распространенным видом лесного промысла. Пасек тогда не было, пчелы содержались в дуплистых стволах лесных деревьев. Такая колода (борт) могла быть природного происхождения, но чаще всего их специально вырубали в стволах для этой цели. Стволы затем метились специальным знаком пчеловода (знамя). Пчеловодством в основном занимались монахи, и князья нередко жаловали часть своих угодий епископам и монастырям.

Что ни дуб - то тулуп, что сосенка - то избенка

С древнейших времен москвичи использовали дерево в качестве строительного материала. Суровость русского климата создавала необходимость строить дома, которые могли бы защитить человека во время зимних холодов, нередких в московском крае. А росший в изобилии строевой лес и обезпечивал жителей здешних мест именно такими жилищами - теплыми, недорогими, легковозводимыми.

Москва деревянная на картине
А.Васнецова

При раскопках в Кремле и Зарядье, в Занеглименье и Замоскворечье археологи находили и продолжают находить многочисленные бревенчатые подклеты, срубы домов, частоколы, колодцы, бревенчатые погреба. Наряду с "курными избами" рядовых москвичей попадаются причудливой архитектуры боярские хоромы и деревянные храмы. Деревом были вымощены проезжие трассы больших улиц. Деревянные мостовые покрывали Тверскую и Никольскую, Волхонку и Знаменку, причем в Кремле у соборной площади в самом ядре исторического города деревянные настилы уже в ХI в. А на улице Ильинке у Красной площади таких мостовых оказалось 23 яруса: они последовательно настилались и сменяли таким образом друг друга. Через многочисленные реки и речки в Москве были переброшены деревянные, державшиеся на сваях мосты. Некоторые из них были весьма протяженными, например, мост через реку Неглинную, на месте современной Театральной площади, начинался у Охотного ряда и кончался у Пушечного двора, на месте которого теперь магазин "Детский мир". Такое деревянное изобилие приводило в изумление заморских гостей. "Деревянная постройка для русских, по-видимому, гораздо удобнее, нежели каменная, потому что в последней больше сырости, и они холоднее, чем деревянные дома", - писал в XVI веке английский посол. А изящество и легкость архитектуры московских хором и церквей поражали воображение европейских путешественников.

И было, чем восхищаться! С ростом московского государства русскими умельцами строились все более причудливые и замысловатые особняки, дворцы и храмы, сплошь увитые "деревянным кружевом". И вплоть до XIX века главным орудием "плетения" был обыкновенный топор, которым, по выражению Льва Толстого, русский мужик мог и дом срубить, и ложку вырезать. Однако это не говорит о примитивности технологии. Наряду со многими топорами при раскопках в Москве найдены также особые инструменты - ложечники. Кроме того, обнаружен и другой инвентарь резчиков по дереву: тёсла, скобели, долота, буравы. Множество предметов необходимых в быту изготавливалось на токарном станке.

В московских музеях можно увидеть деревянную посуду - миски, тарелки, ковши, черпаки, ложки. А такие находки, как гребни для расчесывания, прялки, веретена были особенно многочисленны при раскопках в Замоскворечье, где в Кадашевской слободе жили и работали ткачи. Не раз в Москве находились археологами высокохудожественные деревянные нательные кресты и шахматные фигуры - поистине шедевры прикладного искусства. На лубяных рынках в изобилии продавали коромысла, вальки для выколачивания белья на реке и такие необходимые для московской зимы предметы как сани, салазки и лыжи.

В ход шли как местные породы дерева - сосна, берёза, липа, так и привезенные с востока или юга - кедр, лиственница, пихта, самшит, тис, тук, каштан, грецкий орех. Всего русские мастера знали древесины 27 пород. А уж о ловкости и быстроте, с которой они работали, слагались легенды. В русских сказках терема и дворцы часто возводились за одну ночь, но ведь все мы знаем, что в каждой сказке есть доля правды.

Быстрота, с которой возводились дома, действительно была сказочной. Для "улучшения жилищных условий" или восстановления после пожаров, случавшихся в Москве поминутно, москвичу достаточно было пойти на "лесной рынок" и выбрать подходящий сруб. Такое рынок существовал, например, у стен Белого города, выше нынешней Трубной площади. Мастерам хватало одного-двух дней, чтобы на пустом месте выросло новое жилище. И не какой-нибудь щитовой домик 5х4 метра, а срубище из дубовых и сосновых "строевых" бревен обхватом ? метра. На тех же лубяных рынках можно было купить и "расходные материалы" - окна, двери, лестницы, кровлю, резные наличники для украшения нового дома.

А еще в российской топонимии можно встретить странное название: "обыденная церковь".

Например, на Пречистенке по сию пору стоит храм "Ильи Обыденного". Обыденными назывались церкви, которые возводились за один день - "обыдень". Причиной такой спешки было то, что возводились церкви по обету. Как правило, они строились во время чумных эпидемий. Позже, даже если церкви перестраивались, название за ними сохранялось. Возводились они "всем мiром", поэтому дело шло очень споро, и через день церковь уже была освящена и в ней совершались богослужения.

Все это великолепие, украшавшее средневековую Москву обладало одним недостатком. Деревянные здания гибли от пожаров, да и просто от старости чаще и быстрее, чем каменные. Тем не менее, в столице сохранились до наших дней около 150 деревянных памятников истории и архитектуры. Правда почти половине из них грозит уничтожение по вполне субъективным причинам - это наше с вами безразличие и пренебрежение собственной историей.

Дом-музей
В.Васнецова

До сих пор сохранился, однако находятся в плачевном состоянии Дворец Разумовского на улице Казакова. Говорят, что построил дворец сам Великий архитектор, однако документально это не подтверждено. Готовится к сносу особняк в Зачатьевском переулке, в котором когда-то жили Федор Шаляпин и Анна Ахматова. Видимо, будет снесен знаменитый "Дом с кариатидами" Петра Сысоева в Печатниковом переулке.

Уже несколько лет не могут закончиться работы по реставрации деревянного особняка начала XIX века в Гагаринском переулке. В 1867-1879 годах он принадлежал декабристу П. Свистунову, здесь несколько раз побывал Лев Толстой, бывали и возвратившиеся из ссылки декабристы М. Муравьев-Апостол, М. Бестужев и А. Розен. Более 30 лет здесь жил архитектор Щусев - один из известнейших зодчих советской эпохи, автор гостиницы Москва и мавзолея Ленина.

Остался лишь цокольный каменный этаж от деревянного "допожарного" дома секунд-майора Алексея Афанасьевича Верещагина. Некогда он стоял в обширной усадьбе на Трех Горах, откуда открывались далекие виды на долину Москвы-реки. Уничтожено пожаром одно из старейших московских зданий - Дом Трубецких на краю Девичьего поля, в котором бывали Погодин и Пушкин. Таким образом, особняки, пережившие нашествие Наполеона, сгорели по халатности в наше "цивилизованное" время - на рубеже тысячелетий. Похожей оказалась судьба еще многих деревянных памятников истории и архитектуры.

Сгорел дом композитора Алябьева на Новинском бульваре - образец деревянного классицизма с куполом и колоннадой, несколько лет стоявший бесхозным, с распахнутыми настежь дверями. В былые годы в гостях у Алябьева здесь бывали Верстовский, Даргомыжский и другие известные русские композиторы, здесь планировалось открыть мемориальный музей Алябьева.

Полностью разрушились, сгорели или были снесены за ветхостью дом Островского на Житной улице, дом Герцена в Сивцевом Вражке, дом Майкова в Гранатном переулке, дом драматурга Сухово-Кобылина на Страстном бульваре, дом Тарковских в 1-ом Щипковском переулке, Купеческий особняк в Климентовском переулке, деревянные особняки начала XIX века на Б. Якиманке, Б. Полянке, М.Толмачевском и Пожарском переулках, на Садовой-Самотечной. Было снесено здание архитектора Доменико Трезини на Малой Дорогомиловской, в котором провел ночь Наполеон, так и не дождавшийся ключей от Москвы.

Утрачены и деревянные загородные дома конца 19 - начала 20 веков. К середине 1990х не стало теремка почтового отделения при станции Химки. Тогда же сгорело одно из самых ярких сооружений дачных Сокольников - ресторан 1913 года на берегу одного из Оленьих прудов. Помимо него, здесь находились десятки деревянных дачных строений, многие из которых были превосходными образцами стиля модерн. До наших дней дожили лишь единичные. В 1995 последние дачные дома поселка Лосиноостровский в стиле модерн сгорели один за другим. 1998 год стал последним для архиерейской дачи в Черкизово. Деревянный дом конца 19 в. - редкий в Москве памятник деревянного зодчества в "русском стиле" с красивыми резными наличниками был местом отдыха архимандритов кремлевского Чудова монастыря, затем митрополитов Московских.

Однако кое-что удается сохранить. Продолжает радовать глаз дом-музей В.М. Васнецова на Сухаревке. Забавный деревянный теремок художник разработал сам в 1892 году в духе любимых им русских народных сказок. В последнее десятилетие был реконструирован еще ряд памятников деревянного зодчества, без которых невозможно полностью представить и оценить облик столицы. Недавно отреставрирована древнейшая вотчина графов Шереметевых, - уникальный памятник русской художественной культуры XYIII века деревянный дворец усадьбы "Кусково". В 1994 году восстановлен особняк XIX века в Денежном переулке, построенный в стиле классицизма, с пышным декором. Возрожденный памятник в настоящее используется под офис и поистине является украшением переулка. Редким образцом деревянной послепожарной архитектуры можно назвать жилой дом начала XIX века на Зубовском бульваре, в котором одно время проживал академик В.И.Вернадский. Работы над особняком продолжалась около 10 лет, и в конечном итоге дом был отреставрирован с воссозданием интерьеров и сохранением всех элементов ампира.

Дворец Алексея Михайловича
в Коломенском

В 1998 году был также отреставрирован дом Лошаковского-Всеволожского по улице Остоженка, дом 49 - образец подлинного ампира, строение, наиболее характерное для "уютной" застройки этого района Москвы XIX века. Памятником архитектуры зрелого классицизма XVIII-XIX веков является загородный дом графа Орлова (2-й Верхне-Михайловский переулок, дом 2), по преданию, и построенный как голубятня. В 1999 году был восстановлен жилой двухэтажный дом XVIII-XIX вв. в стиле ампир главный дом в дворянской усадьбе Арсеньевых (ул. Б.Ордынка, 45). Десятилетия ждал реставрации уникальный памятник московского классицизма жилой дом М.Я.Протковой (улица Садовая-Кудринская, 15), один из немногих памятников, сохранившихся после московских пожаров. А недавно было принято решение восстановить грандиозный дворец Алексея Михайловича в Коломенском, разобранный по приказу Екатерины Великой в середине XVIII века. Дело в том, что когда дворец обветшал, императрица повелела его разобрать, однако в архивах остались детальные схемы постройки, которые предусмотрительная Екатерина повелела снять перед разборкой.

"Восьмое чудо света", "игрушка из ларца" - так в свое время называли знаменитый летний "Государев двор" в Коломенском, который по значению приравнивался к Кремлю. В "Соборном уложении царя Алексея Михайловича" две главы специально были отведены под правила придворного этикета именно в этой резиденции. Сын царя Алексея, будущий император Петр I, любил Коломенское не меньше Преображенского. И это было поистине удивительное сооружение из 270 комнат с 3000 окон, наличники которых украшала изящная художественная резьба. Над дворцом возвышались шатровые верха причудливой формы, сверкавшие позолотой. Строили дворец с явным расчетом на то, чтобы заморские гости ахали от удивления.

Нет милей чудес, чем наш русский лес

И гости ахали. Иностранного путешественника приводило в восторг как обилие леса и лесных даров, "необыкновенное разнообразие пушного зверя"1, "дичи, особенно перистой, множество, много медведей, волков, лис, рысей и тому подобного"2. У иностранных путешественников захватывало дух от вида сосен "величины невероятной, так что одного дерева достаточно на мачту самого большого корабля". Их приводило в удивление "огромные количества лесных орехов в полных мешках"3, "обилие меда, …воска и жидкой и твердой смолы"4. Вызывало неподдельную зависть обусловленное чистым и свежим лесным воздухом здоровье московитов, "мало слышавших об эпидемических заболеваниях или моровых поветриях"5, и доживающих зачастую до глубокой старости.

Изобилие было столь велико, что излишки в огромных количествах вывозились за рубеж. Большей частью это были пушнина, воск, мед, деготь, поташ. В записях 1653 года встречаем перечень товаров, предназначенных для вывоза за границу из Архангельска: "…355 950 шкур белок; 23 160 соболей; 15 970 лисиц; 14 400 куниц; 11480 норок; 11520 горностаев…". О таких объемах сегодня любой торговец пушниной может только мечтать. Воск и мед - продукция бортников - пользовались огромным спросом как внутри страны, так и за ее пределами. Воск, кроме всего прочего, был необходим для производства церковных свечей, он экспортировался в большом количестве в Византию и на запад, а после Крещения Руси стал использоваться также русскими церквями и монастырями.

Вырос лес, да выросло и топорище

Экспонаты музея

Безконечными казались запасы русского леса. Мало того, непроходимые дебри московитских лесов были серьезным препятствием для развития земледелия.

Поэтому в древней Московии вырубка земель даже поощрялась. При подсечно-огневом земледелии, который применялся в здешних местах, под пашню вырубался, а потом выжигался кусок леса. Урожаи на таких пашнях были необычайно высоки и при этом почти не требовали удобрений и ухода. Однако через три-четыре года такой участок земли переставал давать достаточный урожай, и земледелец переходил на новый участок.

За несколько сотен лет, прошедших с момента заселения территории современного Подмосковья земледельцами, дремучие леса сильно сдали свои позиции. И уже наши далекие предки озаботились исчезновением "зеленого покрова".

Уже в 1635 году дозорщики установили, что "плавежного лесу - сечь нечего". А первые меры борьбы с незаконной порубкой и поджогами леса встречаются еще в "Русской правде". В Соборе уложений Алексея Михайловича от 1649 года из 958 статей 67 упоминают лес: прописывается взыскание за порубку и поджог чужого леса, говорится об охране бортных деревьев.

В начале XVIII века русскому лесу стала грозить еще одна опасность - бурное развитие кораблестроения. Для строительства 26-пушечного барколона на 200 человек требовалось "1000 футов дерева заморского, 566 криуль дубовых от 12 до 20 футов, 370 брусьев дубовых от 12 до 44 футов, 24 дерева сосновых без сучьев на мачты, 1062 доски по 30 футов, 16 бочек смолы, 6000 гвоздей дубовых". А строить надо было много! Петр I прекрасно понимал, что без дополнительных мер лес не сохранить. Император отдает леса, как источник материала для кораблестроения в ведение военно-морского ведомства, основывает лесное управление, которое обязано озаботиться рациональным использованием и разведением строевых пород дерева. Вводятся строгие запреты - штрафы, каторга, смертная казнь. Было принято около 200 распоряжений касательно леса, проведен учет ресурсов, учреждены заповедники.

Чей лес, того и пень

В 1798 - 1803 годах Павел I проводит значительную реорганизацию служб, ведающих охраной и использованием лесов. В это время издается около 70 лесных указов, главный из которых "О лесном управлении". Тогда же учрежден проект "Устава о лесах", организован Лесной департамент. Однако к началу XX века лесные богатства оказались под покровительством "семи нянек" - сразу нескольких министерств, департаментов и ведомств, от чего леса "много пострадали от значительных опустошений". Это заставило власти вновь пересмотреть лесные законы. В 1902 году была принята новая редакция лесного устава, которая действовала уже до революции 1917 года. А уже в первые годы советской власти новое правительство озаботилось судьбой российских лесов - в 1918 году был принят Основной закон о лесах, а в 1923 - Лесной кодекс, который действовал до 1997 года. И сейчас охране леса уделяется в нашей стране огромное внимание.

Дальше в лес - больше дров

Экспонаты музея

Но, к сожалению, одних законодательных норм недостаточно, чтобы уберечь планету от экологической катастрофы. Подумать только, ведь наш российский лес - это более 20% всех "легких" планеты! То есть от нашего с Вами бережного отношения к нему зависит будущее всей Земли! Есть о чем задуматься. Необходимо, чтобы каждый человек понимал всю ответственность за сохранение природных богатств. И ни для кого не секрет, что такая ответственность закладывается сызмальства. А как объяснить ребенку, что современный лес - это не даровой источник сырья и удовольствий, а большая затратная статья в бюджете нашей страны, если мы и сами не всегда это осознаем в полной мере?

Оказывается, все не так уж сложно. Достаточно приехать в старый московский район Монетчики. Здесь, во вновь воссозданном особняке к 200-летию создания в России Лесного Департамента был открыт… Музей леса.

Думаю, ребенку любого возраста интересно будет окунуться в атмосферу "лесного царства". Восторг Вашего чада обязательно вызовут макеты деревянных домов, соборов, крепостей, мельниц, изб из которых состояла Москва каких-то 300-400 лет назад. Удивление изобразиться в его глазах при виде множества деревянной утвари. Затаив дыхание, вступит он в настоящий лес с деревьями, журчанием ручейков, пением птиц и дикими зверями, многих из которых он в глаза никогда и не видывал. Да и среди нас, взрослых, немного найдется таких, которые смогут похвастаться, что встречали в дикой природе куницу, лося, медведя, рысь или даже банального зайца, - в изобилии водившихся когда-то в двух шагах от нашего дома. К сожалению, с приходом цивилизации природе пришлось отступить, и многое уже потеряно безвозвратно. Однако, возможно именно здесь задумается Ваш сынуля о том, как хрупка природа, и как безответственен человек - ее хозяин. И сделает он здесь первый шаг к тому, чтобы стать настоящим ее Хозяином - с большой буквы - любящим, заботливым, оберегающим.

Здесь он узнает, сколько сил и средств тратилось государством с незапамятных времен, чтобы сохранить и хоть чуточку приумножить все это Богом данное богатство. Да и для взрослых многое из увиденного здесь будет в новинку - рассказы о таксации и лесоустройстве, лесовосстановлении, охране и защите леса, об истории развития лесной науки и лесного образования, о дистанционных методах учета лесов, о рубках ухода, планировании ведения лесного хозяйства и о выдающихся ученых, посвятивших свою жизнь изучению и сохранению лесных богатств.

Здесь можно заказать экскурсию, на которой Вашим детям расскажут о том, как вести себя в лесу, какие растения и животные, находящиеся на грани исчезновения особенно нуждаются в нашей защите, влияние хозяйственной деятельности человека на лесные сообщества и о многих других интересных и полезных вещах.

Сходите, не пожалеете!


1 Адам Олеарий (ок. 1599-1671), немецкий ученый и путешественник

2 Неизвестный немецкий автор - оставивший воспоминания о пребывании в России в 1710-1711 гг.

3 Адам Олеарий

4 Альберт Кампезе. Письмо к папе Клименту VII о делах Московии. 16 век

5 Адам Олеарий


Литература

Материалы музея. Сайт музея

Сергей Федорович Платонов Лекции по русской истории

Москвичи увидят "игрушку из ларца" Репортаж со 2-го канала

Россия - это сама жизнь. Заметки иностранцев о России с XIV по XX век

Кожевников В. Обыденные храмы в Древней Руси.

Материалы сети: "Москва, которой нет", Статьи о деревянном зодчестве Москвы, сайт "Компромат.ru"

Смотрите также: токарные станки в москве


Баннерная сеть "Исторические сайты"

Rambler's Top100
Rambler's Top100


Rating All-Moscow.ru
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
 
Design: Русскiй городовой