Москва Наш район Фотогалерея Храм св. Анастасии

Автор   Гостевая   Пишите
Google

WWW
TeStan

Карты Москвы

Книги о Москве

Статьи о Москве

Музеи Москвы

Ресурсы о Москве

Главная>>Москва>>Статьи о Москве

Статьи о Москве

Путешествие по Среднему Уралу

С.А.Горбова

Фотографии: город ЕкатеринбургКушва и гора Благодать, Невьянск, Быньги и Невьянская иконаНижняя Салда - Лая - Верхняя Тура - Актай - Шурала, Верхний ТагилВерхотурье, Меркушино, Реж, Нижняя Синячиха Нижний ТагилДуванский риф близ села Арамашево, АлапаевскГанина Яма.

В июле 2007 года Православное историко-краеведческое общество отправилось в большую летнюю поездку по святыням Среднего Урала

Когда рассказывала своим знакомым, что еду в Екатеринбург, многие из них недоумевали - а что там смотреть-то? Да и сама я, честно говоря, не ждала от этой поездки чего-то выдающегося. Ехала по местам, связанным с царской семьей, надеялась глянуть на уральские горы и... все! Ах, ну да, еще воспетый Бажовым уральский камень!

Что еще меня там ждет, я и представить себе не могла. Да простят меня жители нашей необъятной страны, я, как и большинство москвичей, искренне иногда задаюсь вопросом "а есть ли жизнь за МКАД?"

Люди на Урале удивительно добродушны. Когда мы говорили, что из Москвы, ахали! - так далеко приехали? Здесь нет такого призрительно-враждебного отношения к столичным жителям, как в соседних с Москвой областях, из которых огромный мегаполис вытянул все соки. Почти нет брошенных домов, как в нашей средней полосе. Даже на покосившейся и черной от времени избушке висят шторки, под окошком разбит садик - в общем, жизнь продолжается!

А сколько там верующих! Сколько строящихся и восстанавливаемых храмов! Во время путешествий по Тульским и Калужским землям меня неприятно удивляло большое число совершенно заброшенных соборов и церквей даже в больших, богатых селах: стадо коров голов в 200, несколько джипов, припаркованных у хороших кирпичных домов, а рядом - никому не нужная церковь на которую страшно взглянуть - так она выглядит! А в Екатеринбурге - совсем иная картина - даже самый разрушенный храм заботливо огорожен, проемы закрыты досками или решетками - не от людей, от скота, ведется реставрация.

Православие пришло сюда с первыми русскими людьми. Первым просветителем уральской земли по праву считается Стефан Пермский, собеседник преподобного Сергия Радонежского. Прекрасно знавший местный язык, он силою убеждения в короткое время обратил в Православие большое число язычников.

Любимые святые здесь - Александр Невский и Серафим Саровский. Не считая, конечно, покровительницы самого Екатеринбурга - святой великомученицы Екатерины и уроженца Уральской земли праведного Симеона Верхотурского. Этот неприметный при жизни человек, после смерти источал от своих мощей удивительные чудеса. На мой взгляд, он является олицетворением всего Екатеринбуржья, неприметной глубинки, давшей, однако державе Российской таких великих сынов как промышленники и меценаты Демидовы, строители первого паровоза Черепановы и изобретатель радио А.С.Попов, писатели Мамин-Сибиряк и Бажов.

Екатеринбург

Серьезное освоение этих земель началось в петровское время - стране нужна была руда: для укрепления своих позиций в мире, для вооружения армии и флота, для развития промышленности. Весной 1723 года по указу императора Петра I на берегах реки Исеть развернулось строительство крупнейшего в России железоделательного завода. Речной поток перегородила плотина, рядом с ней поднялись заводские цеха, церковь, вытянулись ряды домов. Со всех сторон окружили новое селение мощные оборонительные сооружения.

Датой рождения города стал  день 7 (18) ноября 1723 года, когда в цехах был осуществлен пробный пуск боевых молотов. В честь императрицы Екатерины I и покровительницы горных ремесел святой великомученицы Екатерины завод-крепость нарекли Екатеринбургом.

В 1725 году в Екатеринбурге был открыт Монетный (Платный) двор, в течение полутора столетий обеспечивавший Российское государство медной монетой. Через года была построена Гранильная мастерская, ставшая основным поставщиком изделий из уральских самоцветов в державный Санкт-Петербург и многие европейские столицы. Вскоре из мастерской выросла Императорская  Екатеринбургская гранильная фабрика. Она прославилась разнообразием изделий - от драгоценных украшений до мелкой пластики: мундштуков, рукояток ножей, кортиков, табакерок, накладок на конскую сбрую и т.д. Местным мастерам-камнерезам было знакомо несколько десятков приемов технологической обработки камня. Появился даже свой особенный способ, так называемая «екатеринбургская грань».

Работы уральских художников по камню прославились во всем мире, часто удостаивались призов на многочисленных международных выставках. Например, к открытию Всемирной выставки в Париже в 1900 году местные мастера сделали карту Франции из яшмы, мрамора и драгоценных камней с золотой и платиновой гравировкой.

А до этого, в 1873 году на Венской всемирной выставке, весь мир любовался удивительной красоты золотым самородком (весом в 624 грамма) в виде веерообразно сросшихся пластинок необычного ажурного рисунка, кстати не самым крупным. Встречались на Урале самородки весом и до полутора килограммов.

***

В начале XIX столетия Екатеринбург, единственный из российских городов получил статус "горного города". Любая новация в жизни Екатеринбурга - будь то организация горного научного общества, учреждение горного музея и метеорологической обсерватории, открытие Уральского горного училища и даже основание первого  профессионального театра  - все происходило исключительно с позволения, а часто и по инициативе горного начальства, подчинявшегося лишь министру финансов, Сенату и Императору.

Еще в 1780-х годах через Екатеринбург прошел Большой Сибирский тракт. Строительство железных дорог в последней четверти XIX века и выгодное положение города превратили его в важнейший транспортный узел империи: к концу века было открыто прямое сообщение с Пермью, Тюменью, Челябинском. Таким образом, Екатеринбург стал городом-ключом к бескрайней и богатой Сибири, «окном в Азию», подобно тому, как Петербург был российским «окном в Европу».

***

Уральские заводы, заложенные еще при Петре I продолжали снабжать железом всю Россию и при последующих императорах, каждый из которых понимал великую значимость региона. И в советское время вожди придавали рудоплавильным заводам первостепенное значение. Нужно было поднимать пострадавшую в Первую мировую войну промышленность.

И неизвестно еще как бы решился без Уральской стали исход Великой Отечественной войны.

Находясь в глубоком тылу, Свердловск превратился в один из крупнейших в стране эвакопунктов. Столица Урала приняла более полусотни крупных заводов и фабрик с захваченных врагом или находившихся в непосредственной близости от линии фронта территорий страны,. Расширив ранее существовавшие производства и приняв эвакуированные из западных районов предприятия, Свердловск увеличил объем выпускаемой военной продукции в 7 раз. С большим напряжением трудились предприятия легкой и пищевой промышленности города, снабжая фронт обмундированием, обувью, продовольствием.

В годы войны Свердловск стал не только кузницей оружия и главным арсеналом страны, но и крупнейшим научным и культурно-образовательным центром. С начала военных действий сюда был эвакуирован целый ряд учреждений Академии наук и отраслевых институтов, столичных театров, музеев и издательств.

За героический труд в годы войны 13 тысяч свердловчан были награждены орденами и медалями. А сколько их ушло на войну, сколько не вернулось! Обилие памятников павшим в военные годы, стретившихся нам во время прездки, поражало и даже пугало. Монументы с красными звездами привычны глазу в наших подмосковных деревнях, где каждый клочок земли был полит кровью солдат. Но здесь, в глубоком тылу... Над одним из таких памятников в селе Нижняя Синячиха мы долго стояли, глотая слезы: по 10-15 павших войнов, чьи имена были выбиты в граните, носили одну и ту же фамилию. Выходит, целыми семьями погибали эти уральские парни за подмосковные, украинские, белорусские, курские земли.

Только за лето 1941 года отсюда ушло на фронт 15 тысяч добровольцев, а всего за годы войны в рядах Красной армии воевало более ста тысяч свердловчан.

***

Прогулка по Екатеринбургу, его улицам, паркам, музеям радовала и восхищала. Здесь, как и на протяжении всей поездки приятно удивляло бережное отношение к памятникам архитектуры, хотя Екатеринбург тоже застраивается небоскребами. Но при этом - огромное количество сохранившихся домов, остались нетронутыми целые кварталы исторической застройки. Некоторые особо ценные здания даже переносят из сносимых районов на новые места.

Огромный интерес представляет деревянное зодчество Екатеринбурга: редчайшие образцы деревянного модерна и постройки в русском стиле. Местные жители с удивительным изяществом отделывают деревом и железом свои дома: деревянные наличники с причудливой резьбой, кружевные флюгеры и кокошники сменяются литыми чугунными решетками, лестницами, перилами, парапетами. Самое удивительное, что большинство таких строений - это не памятники архитектуры, а вполне рядовые постройки, в изобилии встречающиеся в Свердловской области. В наших краях никогда не было таких наличников, а уличный чугун, если и встречался когда-то в Москве, нынче повсюду заменен бездушной и холодной прокатной сталью.

Деревянных домов в Екатеринбурге по сравнению с Москвой осталось довольно много, почти все они - шедевры. Особенно интересны три купеческих особняка на улице Сакко и Ванцетти, в одном из которых расположен Музей Купеческого быта. Все три - совершенно разные, абсолютно непохожие друг на друга: один, принадлежавший татарским купцам Агафуровым, напоминает восточный дворец, другой - удивительный русский теремок, а третий выполнен в стиле модерн.

***

Одна из главных достопримечательностей города - Храм-на-крови. Это был и первый пункт нашей поездки по местам, связанным с Царской семьей. Храм был воздвигнут в 2003 году на месте убийства семьи Николая II. Здесь Император с женой, детьми и прислугой содержался некоторое время в заточении. Здесь же, в подвале дома Царственные Страстотерпцы были жестоко убиты. Долгое время в "доме Ипатьева" размещался музей, различные учреждения, но в памяти людской он был связан с событиями 1918 года, и это раздражало власти. В 1977 году дом был снесен.

Ганина Яма

В ночь после расстрела останки ипатьевских пленников были тайно вывезены за пределы Екатеринбурга и сброшены в железнорудную шахту, принадлежавшую когда-то, в эпоху уральской «золотой лихорадки», подрядчику по имени Ганя. Золото Ганя в шахте тогда не нашел, а вот руда здесь была, однако и она к началу XX столетья иссякла.

Первые паломники на этой земле стали появляться еще при советской власти, хотя «царская тема» была еще в те годы под строжайшим запретом. В 1991 году стало возможным и установление первого поклонного креста. Спустя 82 года после трагических событий, в августе 2000 года на Архиерейском соборе члены семьи Императора Николая II были канонизированы в лике страстотерпцев. В сентябре то го же года патриарх Алексий II, посетив Ганину Яму, благословил строительство здесь монастыря.

Превоначально сдесь планировался всего один храм, но вскоре замысел претворился в целый комплекс из семи церквей - по количеству членов Царской семьи. Главный храм - в честь Святых Царственных Страстотерпцев, построен непосредственно рядом с шахтой. На его звоннице - 7 колоколов, по числу убитых. Престолы остальных храмов освящены в честь святых, имеющих непосредственное отношение Императорской семье:

Серафим Саровский, в канонизации которого Николай II принял самое активное участие. Святой очень почитался Романовыми. В 1860 году возложением полумантии святого была исцелена малолетняя Великая Княжна Мария Федоровна и облегчена кончина Императрицы Александры Федоровны, супруги Императора Николая I. А после поездки в 1903 году царской четы в Саров у Императрицы родился, наконец, долгожданный наследник царевич Алексий.

Сергий Радонежский. С древних времен утвердился благочестивый обычай - во всех важных случаях русские цари испрашивали благословения у Преподобного. Эту традицию хранила и семья Николая II.

Иверская икона Божьей Матери. Первый список со знаменитой афонской иконы появился в России при первых Романовых, и с этого времени икона считалась защитницей и покровительницей Москвы. Въезжая в Первопрестольную, любой русский человек должен был преклонить колена пред ликом Пресвятой Богородицы.

Николай Чудотворец, небесный покровитель последнего русского Императора. 17 куполов храма напоминают о дате расстрела - 17 июля. До сооружения храма монахи неоднократно наблюдали на его месте таинственное свечение, отображавшееся даже на фотоснимках.

Державная икона Божьей Матери, явленная сразу же по отречении Николая II от престола. Чудесное явление иконы символизирует преемственность и непрерывность власти в России. Храм имеет шатровое завершение по подобию Вознесенской церкви в селе Коломенское, где она была явлена.

Иов Многострадальный, в день памяти которого родился Николай II. Сам Император был твердо уверен, что совпадение это не случайно. Ему, как и ветхозаветному праведнику, пришлось много пострадать, и он вынес эти страдания с честью и христианским смирением.

Непосредственно на месте гибели мучеников  в центре рудника установлен поклонный крест, а рядом на камне слова из Святого Писания: «Не пощажу его, ибо он пережег кости царя Едомского в известь». Эта последняя запись в дневнике Александры Федоровны сделана за два часа до расстрела. Роковое и трагическое совпадение, ибо тела мучеников были уничтожены огнем и серною кислотой.

Алапаевск

А последними словами Елизаветы Федоровны перед тем, как она была сброшена в шахту, были: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят!».

Упав на 15-метровую глубину, получив тяжелейшие ранения, она еще какое-то время оставалась живой и оказывала помощь Князю Иоанну Константиновичу, лежавшему рядом с ней, и, собрав последние силы, пела Херувимскую песнь...

***

Выйдя замуж за Великого Князя Сергея Александровича, Елизавета Федоровна всем сердцем приняла Россию и Православную веру. После гибели мужа она отреклась от мира и основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия, став ее настоятельницей.

В 1918 году она была арестована и привезена в Алапаевск, где содержалась под стражей на окраине города в Напольной (на Поле) школе, бывшей церковно-приходской, в довольно строгих условиях.

С ней содержались еще пятеро членов императорской семьи:

Великий Князь Сергей Михайлович, внук императора Николая I. С 1905 года он занимал пост генерал-инспектора артиллерии, благодаря ему была создана русская полевая артиллерия, что благотворно сказалось на полях сражений I Мировой войны.

Во время военных действий Князь был на фронте и в Ставке. С любовью относился к народу, отличался среди командующих простотой и искренностью.

Князь императорской крови Иоанн Константинович. Исполнял обязанности флигель-адьютанта Его Императорского Величества, был женат на дочери сербского короля Петра I Елене. Во время I мировой войны как настоящий патриот ушел на фронт. Выделялся молитвенностью даже в своей религиозной семье, был чуток и милостив.

Князь императорской крови Игорь Константинович. Был младшим из сыновей, отправившихся на фронт -  в начале войны ему исполнилось 18 лет. Будучи арестованным, отвечал отказом на предложение бежать за границу по поддельным документам, ответив, что не сделал ничего худого Родине.

Князь императорской крови Константин Константинович. Любим и коллегами по службе и младшими чинами, был весьма скромным офицером лейб-гвардии, вместе с тем храбрым воином, которого часто приходилось видеть в окопах. За смелость был награжден орденом Святого Георгия IV степени.

Владимир Павлович Палей - сын Великого Князя Павла Александровича от морганатического брака. Во время I мировой войны ушел на фронт. За участие в боевых операциях получил чин подпоручика и Анненское оружие за храбрость. Обладал поэтическим даром, за свою недолгую жизнь - 21 год успел издать два сборника стихов. На предложение большевиков отречься от отца и спасти тем самым себе жизнь, ответил отказом.

С Князьями приняли мученическую кончину келейница Елизаветы Федоровны Варвара Яковлева - одна из самых близких к Великой Княжне сестер обители и управляющий делами Великого Князя Федор Семенович Ремез. Варвару не заточали вместе с Елизаветой Федоровной насильно, она сама просила не разлучать ее со своей матушкой и добровольно приняла с ней страдание и смерть в 35-летнем возрасте. Федор Семенович также отказался оставить князя и спастись.

***

Мужской монастырь основан на месте, где в ночь на 18 июля 1918 года все они были живыми сброшены в Нижне-Селимскую шахту. Уже в постсоветские годы место нахождения шахты было найдено, и в 1991 здесь был установлен поклонный крест.

В 1992 году, в год прославления святых рядом с шахтой построен храм-часовня в честь преподобномученицы Елизаветы. Через 3 года Священным Синодом было принято решение об учреждении мужского монастыря в честь Новомучеников Российских, и 18 июля 2001 года, в день памяти святых, соборный храм был освещен. Сейчас в храме пребывают частицы мощей Великой Княгини. Частый гость монастыря - Ольга Николаевна Куликовская-Романова.

***

Екатерининская церковь на окраине Алапаевска - подворье монастыря. В советские годы эта кладбищенская церковь не закрывалась, поэтому роскошный иконостас - подарок для церкви от рабочих металлургического завода, сохранился по сей день.

В октябре 1918 года в храме находились тела Елизаветы и Варвары. А весной 1954 года здесь был явлен чудотворный образ Божией Матери «Скоропослушница», схороненный схиигуменьей Таисией, настоятельницей Бобровского женского монастыря.

Этот храм, как и Троицкий Алапаевский собор посещался узниками в первый месяц заточения, потом было запрещено и это утешение.

После убийства тела Великих Князей были принесены по очереди в оба эти храма. Заупокойную службу совершали 13 протоиереев и священников, церковь была забита людьми до отказа. После тела мучеников упокоились в склепе Троицкого собора. По отступлении Белой армии на восток Алапаевск был сдан без боя, а тела Князей вывезены в Сибирь, а позже заграницу.

Склеп, в котором  с октября 1918 по июль 1919 года были погребены тела мучеников, в советское время был засыпан шлаками и отходами кочегарки Алапаевского хлебозавода, а в 90е годы бережно расчищен прихожанами.

Верхотурье - Меркушино

Еще одним "паломническим" пунктом нашей поездки стали родные места святого праведного Симеона, Верхотурского чудотворца.

***

Окончательное присоединение уральских земель состоялось в царствование Ивана Грозного, когда в 1552 году в состав Московского государства вошли земли Казанского ханства.

Верхотурье было основано в 1598 году как одна из крепостей, построенных для защиты завоеванных Ермаком земель восточнее Уральского Хребта и сообщения с Тобольском. Тогда же началось возведение на 25-метровом Троицком камне, с трех сторон защищенном водой, верхотурского кремля, первоначально деревянного, а в конце XVII века, по приказу Петра I, каменного. Сегодня от кремлевской стены сохранился лишь небольшой участок с двумя воротами по обеим сторонам Свято-Троицкого собора, возведенного в 1703-1709 годах соликамскими каменщиками. Это старейший каменный храм Свердловской области. Специалисты отмечают его как лучшее произведение «московского барокко». Сейчас он находится под охраной ЮНЕСКО.

Через Верхотурье проходил единственный путь на восток, называвшийся Государевой тропой или Бабиновской дорогой. Таким образом, здесь был еще и таможенный пункт, а в 1604 году здесь появился первый на восточном Урале Верхотурский Николаевский мужской монастырь, древнейший из всех сибирских обителей.

Царь понимал значение монастырей в миссионерской деятельности, и по его воле здесь появляются первые обители, сыгравшие немалую роль в освоении Урала. Местные монастыри в немалой степени поддерживались богатыми промышленниками Строгановыми и Демидовыми.

В 1913 году в Верхотурском мужском монастыре возведен самый большой в епархии и один из крупнейших в России трехпрестольный Крестовоздвиженский собор в византийском стиле. Трехъярусный фаянсовый иконостас был выполнен товариществом М.С.Кузнецова в Москве, иконы делались в мастерской С.К.Шварева.

Позже в нем был сооружен мраморный постамент для мощей святого праведного Симеона Верхотурского, обнесенный бронзовой решеткой, с массивной и вместе с тем изящной сенью. Сень весом 500 пудов (свыше 8 тонн) изготовлена товариществом И.П.Хлебникова в Москве по заказу Царской семьи, которая весьма почитала этого угодника Божия.

В XVII веке Урал заселяется массово - этому способствовало строительство Закамской укрепленной линии. В долинах Исети и Пышмы появляются первые металлургические заводы, развивается горнозаводское дело.

Особую роль в этом сыграли купцы Демидовы. В начале XVIII века Никита Демидов с сыном Акинфием основали 6 заводов, включая Нижнетагильский; с целью пополнения рабочей силы сюда переселяют крепостных людей из Центральной России, главным образом из Тульской и Черниговской губерний. В эти края, спасаясь от преследований, едут старообрядцы.

Промышленники Демидовы в XIX веке построили не менее 12 каменных храмов. Одним из самых щедрых и ревностных благотворителей был Николай Никитич.

История основания Турьинских рудников тесно связана с другим известным именем - Верхотурского купца Максима Михайловича Походяшина, у которого постройке завода всегда предшествовала закладка храма.

Около 11 каменных храмов возвели заводовладельцы Яковлевы и их наследники Стенбок-Фермор. Еще были Турчаниновы и их наследники Соломирские, Строгановы, а также предприниматели и купцы М.Ф.Ушков, П.В.Лузин, Е.А.Телегин, А.А.Волков, Я.М.Рязанов, Я.Ф.Толстиков.

***

В XVIII веке, с началом промышленного освоения Урала Верхотурье остается в стороне от Нового Сибирского Пути. Казалось, город ждало забвение, но ему предназначено было стать духовным центром Урала и Сибири.

В начале XVIII века жил в селе Меркушино, неподалеку от Верхотурья, праведник Симеон. Кормился он тем, что ловил рыбу и шил на заказ шубы односельчанам, но в целях смирения не дошивал их, оставляя непришитой пуговицу, край подкладки или часть воротника, за что вместо благодарности получал от заказчиков пинки да побои. Через полвека после его кончины гроб с его нетленными останками вдруг «взошел» из земли, а рядом забил родник. К могиле потянулись паломники, а в 1704 году мощи были торжественно перенесены из Меркушино в Верхотурский Николаевский монастырь.

***

Житие святого Симеона повествует о том, что во время перенесения его мощей за гробом следовал юродивый Косьма (позже прославленный в лике святых). Будучи увечным, Косьма полз за процессией на коленях и, когда изнемогал, возносил молитвы к праведному Симеону, и рака с мощами вдруг наливалась такой тяжестью, что никто не мог сдвинуть ее с места. Таких остановок было три, позже каждую из них верующие почтили возведением храма или часовни. Однако в первой половине ХХ столетия эти святые места подверглись разорению. Сейчас этот путь постепенно восстанавливается, по нему проходит паломнический маршрут. Восстановлен храмовый комплекс в Меркушино, в селе Костылево создан Свято-Косьминский монастырь со строгим афонским уставом, планируется восстановление храма в деревне Путимка.

Над источником, бьющим из могилы святого, в 1886 году была освящена Симеоновская церковь. Недалеко от церкви находится прибрежный камень с которого, по преданию, святой Симеон любил удить рыбу. Рядом установлен поклонный крест и возведена часовня.

Нижняя Синячиха

Село Нижняя Синячиха было основано в 1680 году рядом с оживленной тогда еще Государевой дорогой из России в Сибирь. В 1794 в Синячихе по указу Сергея Саввича Яковлева начинается строительство грандиозного Спасо-Преображенского собора, освященного лишь через 30 лет. Место для строительства было выбрано не случайно. Ежегодно после Ирбитской ярмарки тысячи торговых людей разносили по всей России молву о яковлевском чудо-храме. По местной легенде церковь строил итальянец, однако по мнению специалистов, храм возводил тобольский зодчий, так как здание представляет из себя редчайший и лучший образец сибирского барокко.

С конца 60х годов XX века начинается реставрация святыни. Сейчас в храме организован музей уральской народной живописи - экспонатами музея являются не только предметы утвари, но и целые интерьеры, расписанные народными мотивами.

В начале 80х вокруг храма началось создание знаменитого ныне на всю Россию музея деревянного зодчества. Идейным вдохновителем и руководителем музея в течении сорока лет являлся местных житель Иван Данилович Самойлов, который изо дня в день, вопреки непониманию и сопротивлению бюрократического аппарата области спасал от гибели и забвения народное крестьянское искусство. Благодаря его стараниям сюда с разных концов Уральской земли были свезены крестьянские усадьбы XVII-XIX веков, несколько часовен и другие деревянные строения - острожская и сторожевая (35-метровая) башни, вертяная мельница, здания кузницы и пожарной (самая характерная деталь уральской деревни). Здания украшены знаменитой уральской резьбой и сказочной росписью, в усадьбах можно увидеть множество предметов домашней утвари и мебели, детских игрушек, телег и саней, посуды и одежды.

Невьянск

Невьянск - город-завод, прозванный Дедушкой уральской металлургии.

Основная достопримечательность - так называемая «падающая Невьянская башня», на самом деле являющаяся наклонной, а не падающей. Была построена для досмотра за пожарной безопасностью как и в других заводских поселениях, однако оригинальная по архитектуре и совершенно грандиозная (57,5 м).

Есть легенда, неподкрепленная, правда, документально, что Демидов захотел «такую же как и в Италии». Специалисты же склоняются к мнению о наклоне башни из-за просадки грунта во время строительства. Башня явилась еще и шедевром технической мысли - на ней впервые был установлен громоотвод (за два десятилетия до его «официального» изобретения Б.Франклином в 1752 году).

В башне расположена еще одна диковина - часовой механизм знаменитых английских курантов. В 1767 году они были оценены в 5000 рублей, в то время как стоимость строительства башни обошлась в 4207 руб. 60 коп. На музыкальном барабане «запрограммировано» 18 английских мелодий. В 1985 году невьянцы дополнили их фрагментом из оперы Глинки «Жизнь за Царя» «Славься», который часы исполняют и в настоящее время.

На одном из ярусов расположена «слуховая комната» - люди, стоящие в двух противоположных углах ее могут слышать даже шепот друг друга, в то время как остальным людям, находящимся в комнате, ничего слышно не будет.

Рядом находится Спасо-Преображенский собор, построенный преемниками Демидовых в XIX столетии - Яковлевыми. Говорят, что его колокольня строилась с такми расчетом, чтобы быть непременно выше демидовской башни, таким образом имея в высоту 64 метра, она является самой высокой на Среднем Урале. При советской власти колокольня была снесена, а в оставшейся коробке стен размещен цех механического завода.  Колокольня восстановлена лишь в 2005 году по указу Эдуарда Росселя.

Невьянск - еще и центр уральского старообрядчества, раскольнического движения, которое стало реакцией на попытку латинизации со стороны украинского священства, в изобилии командируемого Синодом для христианизации местного языческого народа - вогулов и коми. Дело в том, что Киевская духовная школа считалась в то время самой сильной, однако она была и самой прозападной. В Киевской духовной академии преподавание велось на латинском языке католическими священниками и богословами. Естественно, что русский народ с сильными православными традициями, которые на Урале были особенно ощутимы, неприял нововведений.

Быньги и Невьянская икона. Свято-Николаевский храм в селе Быньги

Старообрядцы, в то время гонимые властями, старались держаться друг-друга, покровительствовали один другому, селились вместе. Так возникли целые "старообрядческие" поселения. Одно из них - старинное село Быньги, возникнувшее в начале XVIII века вокруг Быньговского завода. В1797 году в нем был воздвигнут храм во имя Святителя и Чудотворца Николая. Постройка длилась семь лет.

Храм расположен посреди села на прекрасном месте, имеющем кругом большую церковную площадь, имеет форму креста с пятью главами и колокольней. Высота главного купола и колокольни около 57 метров. Прекрасная архитектура храма в византийском стиле, со множеством карнизов и лепных украшений над окнами, с часами на колокольне, отбивающими часы, получасы и четверти, массивные колонны на папертях по две в ряд, главы, украшенные золочеными крестами, - все это производит приятное впечатление. Храм хорошо виден со всех сторон села и придает ему красоту.

По данным 1819 года - это был единственный по такой архитектуре храм на Урале. Расписан он был еще при освящении. В 1857 года началось обновление храма снаружи и внутри. С трех сторон храма вместо деревянных устроены каменные крыльца с парапетами. Крыша на храме поправлена и выкрашена малахитовой краской, сделан новый узорчатый пол, заменены оконные рамы, тщанием прихожан устроен большой запрестольный крест с предстоящими. А еще через три года  главный Никольский иконостас был обложен резьбой и позолочен. Еще ранее в 1852 году вокруг храма устроена ограда в виде звезды с тремя воротами.

Храм закрывался лишь с 1930 по 1944 года.Наряду с интерьерами, в нем до сей поры сохранилась большая коллекция произведений знаменитой Невьянской живописной школы.

Нижняя Салда - Лая - Верхняя Тура - Актай - Шурала - Верхний Тагил

По дороге из Екатеринбурга в Верхотурье и Нижний Тагил мы посетили несколько небольших, но красивых населенных пунктов. Один из них - Нижняя Салда. Здесь всего один год жил русский писатель Д.Н.Мамин-Сибиряк, однако город оставил в его жизни большой след. Здесь, на Нижнесалдинском заводе он постигает «особый быт Урала», здесь знакомится со своей женой Марией Якимовной Алексеевой, ставшей для него советчиком и редактором его творчества на долгие годы.

***

Село Лая стало известно блогодаря известному в России роду Демидовых. После постройки Нижнетагильского завода, они строят еще несколько заводов-спутников, в том числе и два из них - на реке Лая: Нижний и Верхний. Со временем жилые поселки при Верхнем и Нижнем заводах разрослись, соединились и образовали село Большая Лая. Заводы прекратили существование и были разобраны в начале XX века. Теперь о Нижнем напоминает сохранившаяся плотина с прудом, возле которой завод стоял, а от Верхнего, - он находился неподалеку от поселка геологоразведчиков, следов не осталось.

Храм Марии Магдалины был заложен 29 апреля 1900 года и строился силами и пожертвованиями жителей села (около 500 дворов). Иконостас изготовлен из дуба и липы екатеринбургским мастером М.П.Батовым. Роспись храма и 17 икон выполнены иконописцами из мастерской Звездина в начале XX века, также как и иконостас. Василий Иванович Звездин расписывал и Крестовоздвиженский собор в Верхотурье. Но там его работы утрачены. Увидеть их мы можем только в поселке Большая Лая.

Освящен храм 19 ноября 1903 года. Он не закрывался ни на день, даже в тяжелые для церкви времена. Примерно в 60-е годы храм защищали от сноса всем миром, женщины с маленькими детьми на руках стояли против бульдозеров.

***

Город Верхняя Тура возник как поселок при чугунолитейном заводе, основанном в 1737 на р. Тура, здесь был построен храм Александра Невского. После основания в 1766 Нижнетуринского завода стал называться Верхнетуринским. С 1941 город Верхняя Тура.

Ядром жителей заводского поселка были крестьяне, приписанные для работы к заводу и переселенные казной из внутренних губерний для горных работ. Население поселка быстро росло и за счет рекрутских наборов из Чувашей, Черемисов, Пермяков и т.п. Всего было приписано 3 000 человек. Большие прибыли, которые давал завод обусловило его быстрый рост.

***

Верхний Тагил основан все теми же Демидовыми в 1716 как посёлок при строительстве  Верхнетагильского чугунолитейного и железоделательного завода. В 1861 году жители сообща выстроили белокаменный Знаменский храм взамен сгоревшего деревянного. С этого времени в храме находится очень старая чудотворная икона «Знамение Пресвятой Богородицы».

Муниципальный музей, в котором хранятся около 6 тысяч исторических, палеонтологических, археологических экспонатов, располагается в кирпичном двухэтажном здании-памятнике архитектуры, носящем черты итальянской архитектуры XVIII - XIX вв.

***

Храм во имя святого Благоверного князя Александра Невского в селе Шурала был построен в 1916 году на средства заводовладельцев Стенбок-Фермор. В годы советской власти церковь не закрывалась, но служба с 1938 по 1991 год не проводилась из-за отсутствия священника.

Я уже писала, что один из любимых святых здесь - Александр Невский. В его честь устроен, наверное, каждый пятый храм Среднего Урала. Отчасти это  связано с тем, что Александр Невский считается покровителем русской земли, русского народа. Я вообще заметила, что в этой далекой провинции более, чем в европеизированной Москве ощущается Русский Дух, какой-то глубинный, искренний патриотизм. Видимо, это тенденция - чем дальше от Москвы, тем более чувствует народ свою Русскость, свои корни.

Вторая причина, по которой имя святого благоверного князя так часто слышится в земле уральской - это особое почитание русского Царя-Освободителя Александра II,  проводившего активную политику освоения русского востока, а в 1861 году отменившего крепостное право.

Александр II, не будучи реформатором по призванию и темпераменту, стал им в ответ на потребности времени как человек трезвого ума и доброй воли.

Вступив на престол в 1855 году, он получил тяжелое наследие. Ни один из вопросов 30-летнего царствования его отца (крестьянский, восточный, польский и др.) решен не был, в Крымской войне Россия потерпела поражение.

Первым из его важных решений было заключение Парижского мира в марте 1856 года. В общественно-политической жизни страны наступила «оттепель». По случаю коронации в августе 1856 года он объявил амнистию декабристам, петрашевцам, участникам Польского восстания 1830-31 годов, приостановил на 3 года рекрутские наборы, а в 1857 году ликвидировал военные поселения.

Осознав первоочередную важность решения крестьянского вопроса, он в течение 4-х лет проявлял стремление отменить крепостное право. Придерживаясь в 1857-58 годах «остзейского варианта» безземельного освобождения крестьян, он в конце-концов согласился на выкуп крестьянами надельной земли в собственность, то есть на программу реформы, разработанную либералами, совместно с единомышленниками из среды общественных деятелей (Н. А. Милютин, Я. И. Ростовцев, Ю. Ф. Самарин, В. А. Черкасский; Вел. кн. Елена Павловна и др.).

Надо сказать, что вопреки либералистской пропаганде и устойчивому общественному неприятию, крепостное право для России было выгодно, и лишь морально являлось устаревшим, изжившим себя строем. После его отмены государству пришлось вкладывать огромные деньги в поддержание сельского хозяйства, приходящего в упадок. Мало того, было фактически уничтожено дворянство, особенно среднего класса, которое служило не за страх, а за совесть и составляло костяк русской интеллигенции.

Что касается экономической стороны вопроса, Урал после отмены крепостного права пережил период почти четвертьвекового упадка и застоя.

Личность Александра II не была оценена по достоинству современниками, да и советская пропаганда всячески старалась вытравить из памяти народа его заслуги, что касается, впрочем, всех русских Царей и Императоров. А между тем, деяния его перед отечеством заслуживают почтения. Тем более отрадно, что в уральской земле его помнят и почитают.

***

Приятной неожиданностью стало незапланированное посещение монастырского скита, расположенного в живописном поселке под названием Актай, расположившемся на берегу одноименного притока Туры. В этом необычайно красивом месте в советские годы располагался дом отдыха, а несколько лет назад храм был возвращен верующим и передан братии Николаевского Верхотурского монастыря.

История скита началась в 1884 году, когда среди местных жителей был начат сбор средств на постройку часовни в честь праведного Симеона, а спустя десять лет часовня была преобразована в храм в честь образа Божией Матери «Живоносный источник». В 1904 году здесь был основан скит, в котором подвизались преподобный Илия Верхотурский - бывший валаамский монах, его ученик старец Евдоким (Пленкин), осуществивший свою мечту об отшельнической жизни в 60-летнем возрасте, старец Макарий (Михаил Васильевич Поликарпов), известный своей аскетической жизнью и духовными дарами.

После закрытия Николаевского монастыря Актайский скит стал последним прибежищем верхотурских монахов, но ненадолго - в 1928 году скит разогнали, а храм был осквернен и обезглавлен.

Сейчас храм действует, рядом бьет Святой источник, над которым сооружена часовенка, а в скором времени здесь начнет работу православный пионерский лагерь.

***

Город Реж берет свое начало от чугуноплавильного и железоделательного завода, заложенного Саввой Яковлевым, родоначальником крупной уральской промышленной династии в 1773 году. Иоанно-Предтеченский храм был возведен в 1902 году, на месте деревянного, возвышавшегося на Орловой горе с 1830 года. По преданию, гора названа в честь народного героя - атамана разбойничьей ватаги. Храм был построен Замятиными - крупнейшим городским купеческим родом. На постройку храма ими было пожертвовано 40 000 рублей. Те же Замятины в 1915 году открыли в городе первый кинотеатр. Эта купеческая фамилия была наиболее известна в Реже. В разных концах поселка Замятиным принадлежали лавки, в которых они торговали различными товарами. В годы советской власти храм был закрыт последним на Режевской земле - в 1941 году, а церковное имущество было перенесено в редакцию газеты «Большевик», где вскорости оно было испорчено водой из прорвавшегося водопровода. А храм долгие годы был прибежищем для птиц и сомнительных компаний, обезобразивших его стены непотребными надписями. В 1973 году, к юбилею города храм был отреставрирован, по позже снова пришел в запустение. На сегодня это единственный в районе полностью восстановленный храм. Иконы были собраны сюда из многих разрушенных соседних церквей, а в самом храме сохранилась лишь фреска с изображением Святой Троицы под алтарным куполом.

Нижний Тагил

Город расположен у подножия Лисьей или Лысой горы. По одной из версий она названа так по причине полного отсутствия на ней растительности - вся ее поверхность покрыта лишь травой, в отличие от большинства уральских гор и пригорков. На ее вершине в 1818 году была построена сторожевая противопожарная башня, которая сегодня является символом Нижнего Тагила. С горы открывается чудный вид на город. Особенно впечатляет панорама заводского района, где десяток труб выпускают одновременно десяток разноцветных дымных струй.

Нижний Тагил - центр горнозаводского Урала. С 1725 года в городе начал действовать самый крупный в России и Европе Нижнетагильский чугуноплавильный завод. По преданию, статуя Свободы в Нью-Йорке была сделана из нижнетагильского металла.

В 1814 году было открыто Меднорудянское месторождение. Особую известность оно получило в 1834 году, когда здесь был обнаружен малахит, самый уральский камень. Он пошел на облицовку колонн Исаакиевского собора, оформление малахитового зала Зимнего дворца

В годы Великой Отечественной войны в Нижнем Тагиле было произведено большинство легендарных танков Т-34, названных самым знаменитым орудием тех лет.

В перестроечные годы город стал образцом неблагоприятной экологической ситуации, однако, сейчас по сравнению с Москвой, скажу я вам, воздух там в центре города гораздо чище, чем в моем родном Теплом Стане, не говоря уже про 3-е кольцо или Ленинградское шоссе.

Поразил Нижнетагильский историко-краеведческий музей - старейший на Среднем Урале, основаный Демидовыми в 1840 году по типу петровской Кунсткамеры, как собрание всяких редкостей. Одна из таких диковинок - магнитный железняк с горы Высокой, удерживающий значительно превосходящий его по размерам и весу брус железа сохранился до сих пор. А также стол, отлитый из первой промышленной меди, выплавленной в России в 1715 году и скрученные холодным способом в узлы рельсы, предназначенные для демонстрации качества тагильского металла на Промышленных выставках. Среди экспонатов музея - роскошные портреты Демидовых, изделия из камня и железа местных мастеров, картины кисти крепостных художников...

Поблизости находится единственный в России завод-музей. Заложенный Акинфием Демидовым в 1725 году. После закрытия в 1987 (262 года работы!) был законсервирован и превращен в выставочную площадку промышленного оборудования XVIII-XIX веков. Здесь можно познакомиться с устройством настоящей плотины - заводского сердца, побывать в доменном и мартеновском цехах, знакомым многим из нас лишь по фильму «Весна на заречной улице».

Конечно, самая известная здесь фамилия - Демидовы, о богатствах и щедрости которых ходит немало легенд. Многие из династии Демидовых не только прославились как энергичные горнозаводчики, но и оставили заметный след в культурной жизни России. Они субсидировали приюты и воспитательные дома, собирали уникальные произведения западноевропейского искусства, составляли редкие коллекции по естественной истории, содействовали путешествиям. Некоторые Демидовы были не только меценатами, но и сами увлекались науками, вели обширную переписку с учеными Западной Европы.

Демидовы добивались успехов в развитии горнозаводского дела не жестокой эксплуатацией рабочих, как на "казенных заводах", где действительно рабочий день продолжался 12 часов, а личной заинтересованностью мастеровых. Так, они строили рабочим дома, содействовали в освоении приусадебных участков, обучали их эффективно вести сельское хозяйство.

На демидовских заводах использовались самая передовая для того времени техника и организация производства.  Интенсивно велось обучение "горных людей" за границей.

Демидовы заключили два династических брака. Аврора Павловна Демидова, которая родилась в 1873 году, вышла замуж за сербского принца Арсения Карагеоргиевича - офицера русской армии. В Москве в парке Царицыно сохранилась церковь сербской династии Карагеоргиевичей, которые оставили заметный след в истории России. Аврора Павловна Карагеоргиевич - женщина ослепительной красоты, ее портрет написал Константин Маковский. Позже она выйдет замуж вторично - за итальянского графа и умрет, едва дожив до тридцати. Ее наследником был сын - Павел Югославский, в то время еще несовершеннолетний. Он воспитывался в семье ее сестры - княгини Марии Павловны Абамелек-Лазаревой, главной хранительницы итальянского наследия Демидовых - имения в Пратолино и его богатств. Мария Павловна скончалась в 1950 году, завещав наследство рода отпрыску Карагеоргиевичей, а тот уже в 1969 году на аукционе "Сотби" пускает с молотка изрядную часть того, чем гордились коллекционеры и любители искусств Демидовы.

Второй брак был заключен Анатолием Николаевичем Демидовым с племянницей Наполеона Бонапарта принцессой Матильдой де Монфор. Из-за ее страсти к разгульной жизни и сомнительным приключениям и его необузданного характера их совместная жизнь закончилась через пять лет, и еще более 60 лет принцесса получала огромные «алименты» с Тагильских заводов.

Муж ее, Анатолий Николаевич Демидов был личностью довольно интересной. Прожив всю жизнь за границей, на Урале не бывал. Был человеком искренне заинтересованным в успехах отечественного искусства и меценатом, приумножил коллекцию отца, собрал и свою в Италии и в Париже, вел дружбу со многими художниками и скульпторами, поддерживал Карла Брюллова: заказал у него за сорок тысяч франков картину "Последний день Помпеи", на свои деньги обучал в Риме русских юношей искусству.

"Адрес-календарь" за 1856 год извещает читателей: Демидов Анатолий Николаевич, действительный статский советник, состоит при посольстве в Вене; президент имп. Минералогического общества в Петербурге; почетный член имп. Академии наук и Академии художеств, университетов С. Петербургского и Харьковского, публичной библиотеки; основатель и потомственный попечитель Демидовского дома призрения трудящихся и потомственный попечитель Детской больницы в С. Петербурге.

За его счет была снаряжена в 1837 году научная экспедиция в южную Россию. Он же предоставил средства на поездку по России французского художника Дуранда, составившего роскошный альбом «Живописные и археологические путешествия по России». Присланные им книги составили основу Нижнетагильской библиотеки, открытой в 1853 году для служащих завода.

При всех заслугах перед Отечеством позже поддерживал Наполеона III в разгар Крымской войны, во время которой Франция выступала противником России. Принимал участие в судьбе польского революционера и сторонника декабристских идей Адольфа Янушкевича.

До революции в Нижнем Тагиле было восемь православных храмов оригинальной архитектуры и неповторимой красоты. Почти все они строились на средства первых основателей отечественной горнорудной промышленности заводчиков Демидовых. Три из них утрачены в годы безбожия. Тогда же были уничтожены и семейные склепы великих промышленников и радетелей Тагильской земли.

***

Здесь, в Нижнем Тагиле жили знаменитые механики Черепановы - отец и сын.

Мы знаем их как изобретателей первого паровоза. Однако с их именем связано множество других изобретений в области машиностроения. Они активно ратовали за внедрение новой техники на горно-металлургическом производстве, и они были не одиноки - много русских фамилий осталось в памяти тагильчан - Е. Кузнецов, И.Ползунов, П.Мокеев, Ф.Швецов, И.Макаров.  Теперь в доме самых известных уральских изобретателей, на окраине города, на Вые, открыт историко-технический музей. В нем хранятся и диковинные астрономические часы Е.Кузнецова и макет знаменитых музыкальных дрожек, хранящихся в эрмитаже. В 1803 году демидовский крепостной Е.Кузнецов подарил это удивительное транспортное средство императрице Марии Федоровне, матери Александра I. Вмонтированный в механизм экипажа орган во время движения исполнял одну из 22 мелодий. Кроме того, дрожки были снабжены «верстометром». Еще один экспонат - «самокат» Артамонова, многие из исследователей считают первым в мире велосипедом. По преданию, изобретатель сам доехал на нем до Петербурга, продемонстрировал его на коронации Александра I и вернулся домой с 50-ю рублями и вольной в кармане.

Один из городских промыслов - подносный. В городе даже есть его музей, открытый в доме Худояровых - родоначальников этого промысла, изобретателей «хрустального» лака, отличающегося прозрачностью и редкой прочностью. Здесь, в музее вы узнаете о Нижнетагильской школе живописи - первом на Урале профессиональном художественном учебном заведении для крепостных.

***

Вообще складывается впечатление, что уровень интеллектуального потенциала к востоку от Москвы растет по мере удаления. Знаете, сколько в Свердловской области музеев, посвященных науке? В одном Нижнем Тагиле... Краеведческий музей города, который мы посетили, был создан Демидовым по примеру Петербуржской кунсткамеры. До сих пор там изрядную долю экспонатов занимают инженерные диковинки и изделия из местного металла, демонстрирующие его качество. А музей-завод, созданный на основе бездействующего ныне первого сталелитейного тагильского завода? А музей Черепановых?

Все Екатеринбургские епископы являлись почетными членами Уральского общества любителей Естествознания (УОЛЕ). Среди них корабельный священник Георгий Левитский. В 1894-96 годах он побывал в нескольких кругосветных путешествиях, откуда привез большую коллекцию бытовых и культовых вещей, которую подарил Екатеринбургскому музею.

Выдающимся математиком был и священник Иван Первушин, член Парижской Академии наук. Открытое им самое большое простое число получило в науке название "первушинское". Сам же Первушин вошел в словарь Брокгауза и Ефрона.

Славные традиции были продолжены и в советское время, когда в 30-е годы на Урале была создана комплексная научно-исследовательская база АН СССР, возглавленная академиком А.Е. Ферсманом.

Город Кушва и гора Благодать

Город основан в 1735 году в связи с освоением месторождения магнитного железняка на горе Благодать и строительством Кушвинского чугуноплавильного завода, названного по расположению на реке Кушва (правый приток Туры). Гидроним из коми-пермяцкого куш "голое, обнажённое место", ва "река". Первоначально город назывался Кушвинский завод.

С 1801 он стал центром Гороблагодатского горного округа. К началу XX века заводской поселок насчитывал 10 тысяч жителей. Здесь имелось 5 церквей, горное училище, гимназия, пять школ, библиотека, больница, богодельня, аптека, казначейство, почта, телеграф.

Название горе дал В.Н. Татищев. Он писал, побывав на вершине горы в 1735 году: «Я, видя, что оное сокровище подлинно можно благодатию назвать, того ради... назвал Благодать, которое значит собственно имя ее Императорского Величества». В.Н. Татищев имел в виду царствующую тогда Анну Иоанновну, имя которой в переводе с древнееврейского как раз и значило «благодать».

«А в те годы самый большой разговор был о горе Благодати. Какой-то, сказывают, охотник принес камешки с этой горы в наш город и показал горному начальству. Те видят - железная руда самого высокого сорту, живо нарядили знающих людей поглядеть на место. Оказалось - вся гора из сплошной руды», - так П.П. Бажов в своем сказе «Про главного вора» знакомит читателей с горой Благодать.

Гора находится в пяти километрах к северо-востоку от железнодорожной станции Гороблагодатской, с которой соединена сетью рудничных железных дорог. Она представляет собой возвышенность относительной высотой около 150 метров. По форме похожа на небольшой хребет, протянувшийся примерно на два километра.

За столетия горной работы из горы сделали глубокий карьер. Гороблагодатский рудник был крупнейшим центром Урала по добыче железной руды. Осенью 2003 года гора Благодать отдала последние тонны руды. Теперь добыча полностью прекращена.

В наши дни привлекает множество экскурсантов Центральный карьер - сердце горы Благодать. Конусом, с нарезанными спиралью уступами, уходит он круто вниз. Лишь небольшой холмик с памятником-колонной, поставленным в 1826 году первооткрывателю Благодати Степану Чумпину, остался от горы сегодня.

В городе Кушва у поножья горы расположена церковь Михаила Архангела, заложенная в 1886 году на средства купца М.Ф. Ушакова. Она не закрывалась при советской власти. Особым почитанием здесь и во всей округе почитается список с Козельщанской иконы Божией Матери, который называется "Неисчерпаемая Благодать". 


Использованная литература:

Валерий Лавринов. 120 лет Екатеринбургской епархии. История и современность. Екатеринбург, 2005.

А. Рычков. 12 путешествий по Среднему Уралу. Изд-во турфирмы "Малыш и Карлсон", 2006.

Сайт "История Нижнего Тагила

Сайт Русские церкви

Смотрите также:


Баннерная сеть "Исторические сайты"

Rambler's Top100
Rambler's Top100


Rating All-Moscow.ru
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
 
Design: Русскiй городовой