Москва Наш район Фотогалерея Храм св. Анастасии

Автор   Гостевая   Пишите
Google

WWW
TeStan

Карты Москвы

Книги о Москве

Статьи о Москве

Музеи Москвы

Ресурсы о Москве

Главная>>Москва>>Статьи о Москве

Статьи о Москве

Музей истории Москвы: полвека на чемоданах

Алла Шугайкина
Фото Владимира Чижикова

Опубликовано: журнал "Московская перспектива" 44'2003 года

Странно иногда складываются судьбы не только людей, но и целых учреждений. Музей истории Москвы - самый что ни на есть титульный, представительский и, казалось бы, просто обреченный на постоянную заботу города, - не имеет своего дома. И это при том, что его фонды насчитывают около полутора миллионов единиц хранения, рассказывающих о жизни наших пращуров чуть не с каменного века и до дней нынешних. И это - в таком бурно строящемся и амбициозном мегаполисе, как российская столица!

Тесно было всегда

Ныне здесь Музей истории МосквыВообще-то амбиции, если они на всеобщую пользу, дело хорошее. Вот, например, в 1896 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке Первопрестольная выстроила великолепный павильон, где демонстрировались важнейшие достижения московских властей по благоустройству города, его медико-санитарному содержанию, спонсированию, как нынче бы сказали, благотворительных программ и т.п., и тогда Московская Дума приняла решение на базе этих материалов открыть Музей городского хозяйства, дабы представлять в нем как новые свидетельства своих трудов на благо родного города, так и разного рода реликвии и находки, связанные с историей древней столицы.

Первым его домом стала одна из Крестовских башен. В 1925 году - второе новоселье - в отреставрированной Сухаревой башне. А когда ее тоже надумали сносить, то музей переместили на Новую площадь, в здание церкви Иоанна Богослова под Вязом (что, кстати, и спасло ее от уничтожения). Однако уже тогда было ясно, что условия для деятельности музея и хранения его замечательных коллекций здесь абсолютно неподходящие. Недаром еще в 1957 году было принято решение о необходимости перевести это учреждение в более соответствующее помещение.

И началась чехарда с перепиской, обследованиями, резолюциями, вариантами переезда... Наконец в разгар подготовки к 850-летию Москвы, когда "самый московский" музей получал в своих "апартаментах" несколько смущенные поздравления со столетием, возникла по-настоящему плодотворная идея... И в январе 1998 года Правительство Москвы приняло постановление о предоставлении Музею истории Москвы исторического ансамбля дворца-усадьбы Гагариных на Страстном бульваре. Размещающаяся там 24-я клиническая больница должна была переехать в новый комплекс, который решили построить рядом с ее филиалом на Писцовой улице. Вот это был действительно замечательный вариант! А в августе грянул дефолт.

Богач-бедняк

Библиотеку спасает труба Для того, чтобы познакомиться со всеми фондами музея - осмотреть, прочитать - надо, конечно, прожить несколько жизней. Зато экскурсия по "хоромам", где они размещены, на марафон явно не тянет: музейные владения просто крохотны. Но состояние их тем более изумляет, когда узнаешь, какая огромная научно-просветительская работа здесь ведется.

- Из почти полутора миллионов единиц хранения мы имеем возможность экспонировать примерно 0,1 процента, - рассказывает заместитель директора по научной работе Татьяна Павловна Горбачева, пока через тесный дворик мы идем в экспозиционные залы. - В последние годы музей открыл в городе шесть своих филиалов. Но фондохранилища-то не увеличились ни на метр...

Зал, посвященный эпохе средневековья, наверняка помнят многие тысячи не только нынешних, но и вчерашних школьников: с удивительной тщательностью здесь воссозданы сцены быта москвичей, живших почти полтысячи лет назад. Здесь, кстати, и проходят занятия юных историков: ведь лекционного зала в музее нет.

Про экспозицию, посвященную Москве эпохи Гиляровского, на рубеже XIX - XX веков, наша газета уже рассказывала (см. ниже). Она разместилась на 200 квадратных метрах, а материала, по словам моей собеседницы, хватило бы и на две тысячи метров: ведь это был интереснейший и сложнейший период капитализации, индустриализации (электрификации, канализации и т.д.) сложившегося уклада жизни города. И первая волна миграции в Первопрестольную из провинции, кстати, тоже пришлась на этот период. Как тогда решались столь непростые и для нынешнего времени проблемы адаптации приезжих?... Да, ответы на многие вопросы можно найти в одной из самых актуальных и вечно востребованных наук - истории.

...А в третий, последний, выставочный зал мы протискивались боком, мимо расставленных ящиков: здесь как раз заканчивалась для отправки в Мюнхен упаковка экспозиции, посвященной 200-летию Тютчева. Специальных помещений для таких работ на Новой площади, естественно, тоже нет.

Нет здесь и нормального библиотечного зала. Хотя только музейный фонд редких книг насчитывает 70 тысяч наименований. Однако первое, что изумляет, когда протискиваешься между тесными книжными стеллажами - вентиляционная труба, выведенная прямо... в распахнутое настежь окно - и это в ноябре! Оказывается, так ежедневно в помещении "поддерживается" сносный температурно-влажностный режим.

За неимением места, увы, не смогу даже перечислить наименования всех богатейших коллекций этого уникального музея, где сберегаются буквально все свидетельства и предметы жизни москвичей: начиная от археологических находок, старинных и современных документов и чертежей, скульптуры, картин, фотографий, мебели и - до украшений, рукоделия, игрушек, посуды, кухонной утвари, одежды, обуви. Каждый год музей прирастает еще 6-7 тысячами экспонатов. И так будет всегда, потому что, как известно, ритм времени неостановим, следовательно и поток его вещественных примет неиссякаем...

Спасибо, что марку держите!

Подвал для периодикиНо все вышеописанное - это, так сказать, внутренние трудности своего брата-музейщика, научных работников, историков, многочисленных исследователей Первопрестольной.

Что же касается лица родного учреждения перед посетителями, коллегами из других городов и стран - здесь коллектив Музея истории Москвы умеет марку держать! У него постоянные деловые и научные контакты с большинством российских краеведческих музеев, а также с музеями истории многих столиц Европы, Америки. Только приезжая туда, москвичи с горечью убеждаются, что в других странах отношение к музеям собственной истории и жизни городов куда более нежное, чем у нас.

А между тем, инициативности и преданности своему делу московским музейщикам не занимать. "Стратегия Музея истории Москвы на ближайшее время - создание комитета Музеев городов в рамках ИКОМ", - совсем недавно это предложение москвичей, высказанное на генеральной конференции ИКОМ в Барселоне, было поддержано. Более того, уже принято решение к 2005 году создать такой комитет. Причем конгресс, который окончательно утвердит это важное начинание, зарубежные коллеги выразили желание провести в Москве.

Если все пойдет, как задумано, Москва, разумеется, музейных светил примет подобающим образом. Правда, придется поступить, как всегда - арендовать чужие площади. Ну да музею к этому не привыкать - его экспозиции регулярно кочуют по всему городу. Однако срок работы музейщиков в чужих стенах всегда недолог - бывает, что над темой работают годами, а показывают ее в течение лишь нескольких недель.

Впрочем, никому не надо объяснять, что такое - свой дом.

Это будет музей-сад. Когда будет

Ради справедливости надо сказать, Правительство Москвы от своего решения передать музею дворец Гагариных никогда не отказывалось. И даже работа над проектом не прекращалась. Причем довольно быстро появилась идея создать уникальный культурно-парковый комплекс в самом центре столицы: ведь владения старинной усадьбы практически примыкают к саду Эрмитаж - их разделяет лишь узкий Успенский переулок. Так что проект регенерации этих территорий выполнялся в комплексе.

24-я больница в усадьбе ГагариныхВот только средств на его реализацию из года в год все не выделяли, и с инвесторами было туго... Наконец нынешней весной работа была представлена на рассмотрение Общественного совета. И - возвращена на доработку. Причина - слишком большое новое строительство заказали здесь потенциальные инвесторы. Однако специалисты во главе с мэром свою позицию высказали четко: сад кромсать не дадим. Авторы концепции - 6-я мастерская (руководитель Д.В. Буш) ГУП МНИИП "Моспроекта-4" - все замечания учли, и из проекта исчезли ресторан (будет кафе), торгово-выставочные павильоны, а также существенно сократился в объемах молодежный досуговый центр у Щукинской сцены. Но это - в Эрмитаже.

А вот в бывших гагаринских владениях клубок проблем куда запутаннее. Эта знаменитая усадьба с богатейшей историей знавала и счастливые времена, и тяжелые, пережила несколько пожаров... В 1833 году - ровно 170 лет назад - здесь открылась Ново-Екатерининская больница, через несколько лет ставшая клинической. С первых лет ее существования на новом месте здесь трудилась целая плеяда выдающихся медиков. И сегодня 24-я городская больница занимает достойное место в числе медицинских учреждений города. Так вот, как уже сказано, она должна переехать в новые корпуса, которые еще предстоит построить.

Кроме того, здесь, в двух сохраняемых зданиях, располагается Институт бактериальных препаратов, а в постройке, подлежащей сносу, работает детский диагностический центр. Им тоже надо предоставить новые помещения.

И все же возможность для начала работ есть. Первый объект. который будет построен на свободном участке, - фондохранилище. Это, кстати, единственный новый объект, который возведут на усадебной территории. Его площадь составит примерно 7,5 тысячи квадратных метров. Помимо собственно хранилищ здесь разместятся реставрационные мастерские, склады, фотолаборатория. В зоне открытого посещения запроектированы информационный центр, видеотека, конференц-зал на 100 мест, выставочный зал площадью в 210 квадратных метров, а также экскурсионное бюро и блок обслуживания посетителей, в том числе буфет, медпункт, камеры хранения.

Еще можно начинать строительство двух подземных гаражей, каждый на 200 мест. Расположенные по краям будущего ландшафтного парка, на поверхности они будут оформлены в виде газонов с уступами и даже увенчаны беседками.

Вот, собственно, и все возможности хоть как-то подступиться к реализации идеи на данный момент.

В целом же проект действительно замечательный. Он предусматривает создание почт и 25 тысяч квадратных метров музейных площадей, рассчитанных на 4-5 тысяч посетителей ежедневно. Экспозиции должны разместиться в дворцовых анфиладах, которые будут отреставрированы строго на научной основе. При этом новейшего инженерного оборудования в старинных интерьерах практически не будет видно: его спрячут на чердаках и в подвалах. Входная зона, гардеробы, буфеты разместятся в боковом флигеле, который соединится с главным зданием подземным переходом.

И это еще не все радости, которые сулит проект посетителям и работникам будущего музейно-рекреационного комплекса. Например, рассказ о ландшафтной программе вообще можно писать в стихах: про тенистые аллеи, цветники и фонтаны...

Но до фонтанов еще очень далеко. По подсчетам специалистов, в случае полного финансирования реализовать проект можно в течение пяти лет - срок небольшой, учитывая его масштабность и уникальность.

Но начнется ли в будущем году отсчет нового времени для старого музея, должно решиться именно в этом месяце, когда станет ясно, выделяет ли город средства на начало строительства первой очереди музея в 2004 году. Если - да, то хранителям истории нашего родного города, может быть, станет не так обидно спотыкаться о старые чемоданы с нашими, москвичей, общими семейными реликвиями... Подождем решения московских властей.

Дядя Гиляй - поэт московского быта

Альбина Владина

Опубликовано: журнал "Московская перспектива" 37'2002 года

«Каждому времени нужен свой летописец не только в области исторических событий, но и летописец быта, ибо именно он с особой резкостью и зримостью приближает к нам прошлое. Чтобы до конца понять Льва Толстого или Чехова, мы должны знать быт того времени. Даже поэзия Пушкина приобретает свой полный блеск лишь для тех, кто знает быт пушкинской эпохи...» - так писал Константин Паустовский в предисловии к знаменитой книге Владимира Гиляровского «Москва и москвичи». И главной ценностью работ писателя называл именно то, что он был «летописцем быта и комментатором своего времени».

Московская перспектива«Москва Гиляровского» - так предельно просто назвали свою новую выставку, только что открывшуюся в Музее истории города, ее устроители.

«Наш полупустой поезд остановился на темной наружной платформе Ярославского вокзала... Мы шли со своими сундучками за плечами. Иногда нас перегоняли пассажиры, успевшие нанять извозчика. Вдали два раза ударил колокол - два часа! Темь, тишина, сон беспробудный... Так меня встретила в первый раз Москва в октябре 1873 года» - этими словами открывается самая известная книга дяди Гиляя. Он стал москвичом в 38 лет и будет этому факту через год ровно 130 лет. Действительно, прекрасный повод для подготовки экспозиции, воссоздающей атмосферу жизни Москвы на рубеже XIX - XX веков.

Авторы задумали ее как некое виртуальное путешествие в Первопрестольную, переживавшую (как и мы нынче) эпоху социальных и экономических перемен. На смену извозчикам приходят конка и трамвай, водоразборные фонтаны уступают место городскому водопроводу, газовые и керосиновые фонари вытесняются электрическими, в повседневную жизнь горожан входят автомобили, телефон, фотография, кинематограф. Это - Москва Анны Карениной, Эраста Фандорина, еще совсем молодых профессора Преображенского и доктора Борменталя...

Для устройства экспозиции автор художественного проекта выставки Валентин Ханин придумал замечательный игровой ход: Москва показана как бы через восприятие приезжего человека. А чтобы сделать этот образ более достоверным, гостя взяли да и изваяли из гипса в натуральную величину!

«Приезжий»Всего таких фигур шесть. Во-первых, сам дядя Гиляй - он сидит в глубине музейного дворика, и вы можете запросто увидеть его, проходя по Лубянке в сторону Ильинки. Фигура также изваянного путешественника первой встречает пришедших на экскурсию: этакий стройный молодой человек с усиками, в скромном сюртуке и с дорожным сундучком в руке. Явно не богат, но держится с достоинством. Потом мы увидим еще гипсовых дворника с метлой, городового под массивным уличным фонарем, мальчика-разносчика... Все эти фигуры известный московский скульптор Александр Головачев изваял, взяв за основу старинные фотооткрытки, запечатлевшие москвичей на улицах нашего города лет 110 назад.

Что же мог увидеть прадедушка кого-то из нас, впервые очутившись в Белокаменной, как сумел бы обустроиться, где поесть, какие покупки сделать, куда вечером сходить? Более 600 экспонатов, собранных в музейном зале, помогают ощутить атмосферу давно минувших времен, вкусов, вещей... А еще здесь очень любопытные документы. Например, у стенда, где показан уголок небольшого гостиничного номера, можно получить немало полезных советов (осмелюсь заменить тогдашнюю орфографию на нынешнюю).

Сведения для приезжающих в Москву.

«В Москву ведут 6 железных дорог. На всех вокзалах для услуг приезжающим находятся артельщики, заслуживающие полного доверия (за услуги им платят от 15 до 30 копеек).

Экипажи, вызжающие на железнодорожные станции, бывают двух родов: 1) кареты от гостиниц для желающих в них остановиться (за проезд взимается обыкновенно 50 копеек); 2) извозчики парные (кареты и коляски) и в одну лошадь. Для незнакомого с городом путешественника наем извозчика, при отсутствии таксы, представляется делом довольно трудным, так как запрашивают обыкновенно цену гораздо большую. Примерно следует давать (и тут приводятся реальные суммы)». Почувствовали заботу? Идем дальше.

Гостиницы

Москва. Конец ХIХ века«Квартирный вопрос представляет довольно серьезное затруднение ввиду громадного количества разных гостиниц, меблированных комнат, функционирующих почти на каждой улице города. Лучше всего заранее, до приезда в Москву, собрать достоверные сведения у побывавших уже в Москве.

Плата за номер в перво- и второклассных гостиницах колеблется от 1 до 10 - 15 рублей за номер в сутки. За 2 - 3 рубля можно получить в любом лучшем отеле или гостинице удобный и большой номер.

Считаем своим долгом заметить, что, когда вы оставляете гостиницу, целая вереница всяких номерных, горничных, провожает вас своими благопожеланиями, и если поблагодарить каждого в 25 - 35 копеек чаевых, то это обойдется в 4 - 5 рублей. Ввиду вот этого особенного налога «на чай» рекомендуем приезжим на более продолжительное время, а в особенности людям среднего достатка, сдать свои вещи на хранение (плата 5 копеек за место в сутки), поехать или пойти пешком в город и найти себе подходящую комнату в частном доме. На это истратите лишних 2 - 3 часа времени, а квартира обойдется вам в 3 - 4 раза дешевле.

Первоклассные гостиницы: «Славянский базар», «Дрезден», «Европа», «Большая Московская», «Континенталь», «Париж». При всех имеются рестораны. Гостиницы специально для иностранцев: «Билло», «Берлин».

Второклассные гостиницы: «Городская», «Железных дорог», «Северная». Лучшие меблированные комнаты: «Мадрид и Лувр», «Книжный двор», «Варварское подворье», «Осипова», «Франция», «Флоренция»...

Гуляя по Москве Льва Толстого, непременно заглянем в раздел книжных магазинов. Вспомнив доктора Боткина или доктора Чехова, задержимся у стенда, где выставлены аптечные флакончики с нарядными (в виньетках!) рецептурными листами. Их когда-то принесли домой да и сохранили до наших дней захворавшие запасливые горожане...

Парфюмерное роскошество, красивые коробки «колониальных товаров». Фотосалон, афиши, картины с видами Первопрестольной. Много платья - не все московские дамы имели возможность покупать наряды у «Мюра и Мерилиза» (будете ими долго любоваться), но что отметила: при том, что ростом прабабушки были отнюдь не малы, талии имели, как у балерин, и ручки - узенькие. Не все, надо полагать. Но подобное изящество, признаемся, нынче вообще редкость. О чем выставка старого быта нам, «бытующим» в эпоху фаст-фудов, как-то ненавязчиво напоминает...

А о чем еще, вернувшись из электротеатра («Наконец-то, после засилья иностранных фильм, появилась наша фильма «Стенька Разин!») мог писать родным в тихую провинцию гость огромной, шумной Москвы? О ценах, конечно. За фунт ржаного брали 1 копейку, пиленого сахара - 11 копеек, масла постного - 12 копеек, говядины (вырезки) - 12 копеек, белуги - 18 копеек, икры паюсной - 1 рубль (красная, кстати, появилась в Москве лишь после японской войны). Впрочем, можно было и квашеной капусткой закусить - на 3 копейки вволю!

В общем, надо идти в Музей истории Москвы, смотреть, сравнивать. И догадываться, что о нас будущие Гиляровские напишут.

Смотрите также:


Баннерная сеть "Исторические сайты"

Rambler's Top100
Rambler's Top100


Rating All-Moscow.ru
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
 
Design: Русскiй городовой