Москва Наш район Фотогалерея Храм св. Анастасии

Автор   Гостевая   Пишите
Google

WWW
TeStan

Карты Москвы

Книги о Москве

Статьи о Москве

Музеи Москвы

Ресурсы о Москве

Главная>>Москва>>Статьи о Москве

Статьи о Москве

Отпуск в Сергиевом Посаде

С.А.Горбова

Поездка моя в Троице-Сергиеву Лавру устроена была поистине чудесным образом. Человек я по натуре очень впечатлительный, поэтому экскурсии, в которых за 1-2 дня предлагается увидеть полсвета - не для меня. Я предпочитаю проглатывать впечатления небольшими порциями, давая себе отдых, чтобы тщательно пережевать и усвоить все увиденное и услышанное.

Прожив 35 лет в Москве, я ни разу не была в центре русской духовности, находящемся всего в сотне километров от моего дома. Наверное, это беда большинства коренных москвичей - на вопрос "есть ли жизнь за МКАД?" могут ответить не многие из нас.

Итак, Лавра. Хотелось поехать туда на несколько дней, чтобы не спеша окунуться в ее мир, побродить по городу, посетить окрестные достопримечательности. Осталось найти место, где остановиться.

Через некоторое время я обнаружила, что все пансионаты и гостиницы Сергиево-Посадского района либо безумно дороги (поездка за границу обошлась бы дешевле), либо так удалены от города, что доехать оттуда до города сложнее, чем из моего родного Теплого Стана.

Я уже было отчаялась в возможности такой поездки, однако Господь по моим недостойным молитвам послал мне людей, которые смогли предоставить в мое распоряжение квартиру в самом центре Посада, в 10 минутах ходьбы от Лавры! Причем эти две недели как раз попали на престольный праздник обители - день обретения мощей святого Сергия Радонежского! Таким образом я смогла не только побывать в древнем городе и крупнейшем российском монастыре, но и смогла присутствовать на праздничной патриаршей службе.

Лавра

Преподобный Сергий Радонежский Вид на Лавру со смотровой площадки
Храмы и часовни Сергиевой Лавры Внутренние дворики

Итак - Лавра. По ее мощеным улочкам и аллеям можно бродить с раннего утра до позднего вечера. Более 10 храмов только на территории монастыря, еще несколько за ее стенами. Несколько святых источников, в одном из которых можно искупаться, музей-ризница. Мощи святых Сергия Радонежского, Максима Грека, архимандрита Дионисия.

Каждый храм, каждое здание по-своему оригинально и неповторимо. Но, на удивление, весь монастырь в целом составляет удивительно гармоничный ансамбль. Такое впечатление, что все это строилось не разными людьми в разное время, а было создано по замыслу Единого Архитектора, подобно тому как звуки оркестра, руководимого дирижером, создают вместе удивительно стройную симфонию.

Самое древнее каменное сооружение монастыря - Троицкий собор, построенный в 1422 году над гробом преподобного Сергия. Росписью стен храма и изготовлением для него икон руководил прославленный иконописец Андрей Рублев. Иконостас, созданный преподобным мастером, сохранился и до наших дней. Заменена на копию лишь знаменитая Троица мастера, оригинал которой храниться в Третьяковской галерее.

Рядом располагается почти столь же древняя звонница - церковь Сошествия Святого Духа (1476). По сравнению со строгим Троицким собором, Духовской храм (так его еще называют), кажется стройным, летящим.

Целое столетие отделяет от них постройку огромного Успенского собора (1559-1589), построенного Иваном Грозным по образцу главного собора Московского Кремля, однако, не из камня, а из кирпича.

Еще через сто лет (1686-1692) были выстроены похожие друг на друга грандиозные здания Трапезной и Царских чертогов, с характерными для того времени многокрасочностью и узорчатостью, росписью "в шахмат", многоцветными изразцами, виртуозной резьбой по камню.

Не менее нарядны поставленные в то же время небольшая надкладезная часовня и высокая надвратная церковь Иоанна Предтечи.

Однако самым значительным сооружением является знаменитая пятиярусная лаврская колокольня (1740-1770). Именно ее первой сто лет назад замечал усталый путник, прошедший огромный путь от своей в деревеньки где-нибудь под Брянском или Астраханью до знаменитой обители. Именно она в наши дни первой услаждает паломника или туриста. С ее 88-метровой высоты открывается изумительный вид на раскинувшийся у подножья старых стен города. С нее разливается по округе на много километров праздничный звон пятидесяти колоколов. Особенно прекрасен могучий, раскатистый бас ее главного колокола.


Однако такой Лавра стала "всего" двести лет назад. А начиналось все в XIV веке, когда в лесной пустыни на холме Маковец поселились два отшельника - Варфоломей (будущий монах Сергий) и его брат Стефан.

Основатель монастыря - преподобный Сергий еще до рождения явил свою святость. На литургии, находясь еще в утробе матери, он трижды возгласил в особо важные моменты богослужения. Будучи грудным младенцем, в постные дни - среду и пятницу он воздерживался от материнского молока.

Начав в 23-летнем возрасте иноческий подвиг, он не бежал от самых тяжких лишений, не отказывался от самой трудной работы. И даже став игуменом монастыря, продолжал выполнять самые тяжелые послушания, носил самую ветхую одежду, питался самой скудной пищей.

По молитвам игумена земли русской совершались многочисленные чудеса и исцеления. И вскоре слава о нем распространилась по всей великой Руси, и еще при жизни Сергия стали почитать святым.

Обитель, основанная преподобным разрасталась, принимая все новых учеников и последователей, среди которых насчитывается до 70 прославленных святых. Ими впоследствии было основано около 50 монастырей.

В 1380 году святой Сергий Радонежский благословил московского князя Дмитрия Донского на решительный бой за освобождение Родины от татаро-монгольского ига. С этого времени московские государи взяли Троицкий монастырь под свое особое покровительство.


Об этом Вам обязательно расскажут на экскурсии в ризнице - обязательно постарайтесь попасть туда - Вы не пожалеете о потраченном времени. Здесь собраны подношения монастырю и его архиереям от великих Московских князей, царей, российских императоров и других знатных и богатых особ.

Вы увидите разнообразные церковные сосуды тончайшей работы, изготовленные из золота и серебра, кованные, резанные из камня и слоновой кости, литые, чеканные, с чернью, эмалями, украшенные драгоценными каменьями; шитые золотом и жемчугом иконы, ризы и плащаницы, щедро осыпанные изумительными по красоте самоцветами.

Все это - величайшие художественные ценности, красота и совершенство которых вызывает чувство восхищения и гордости за русских мастеров, много столетий преумножавших богатство и славу Великой Руси.


Стены монастырской крепости
Стены монастырской крепости Стены монастырской крепости Стены монастырской крепости

Выйдя за пределы Лавры, не торопитесь уходить - стены монастырской крепости тоже достойны Вашего внимания. "Каменный пояс" общей протяженностью полтора километра с одиннадцатью башнями достигает в высоту 15 метров. Самая красивая - Уточья башня, кажется словно выточенной из слоновой кости шахматной фигуркой - с резными "окошками"-бойницами, поясками и тонкими изящными шпилями. А вкрапления красного кирпича в белом камне придают ей сходство с коралловым замком.

Северная стена, проходящая по краю оврага, кажется еще более высокой. Если спуститься вниз, к часовне над источником Саввы Сторожевского стены взмывают ввысь, словно теряя свою массивность и тяжеловесность.

Эти каменные громады поведают Вам о страшных и великих событиях истории России. Прошло уже почти 400 лет с тех пор, как 13-тысячное войско поляков и литовцев 16 месяцев удерживало в осаде Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Малочисленное, в сравнении с неприятелем войско, не более 3 тысяч человек, состоявшее в большинстве из людей, не обученных военному искусству, не только с успехом отражало нападение врагов, но и вышло победителем в этой неравной по силам и тяжелой по условиям борьбе. В особо тяжкие минуты, когда надежда уже покидала оборонявшихся, преподобный Сергий являлся русским воинам с помощью и укреплением их веры в заступничество Небесного Царя.

Город

Не верьте тому, кто станет утверждать, будто бы весь город можно осмотреть за один день! Мне с трудом хватило недели.

Деревянный Посад
Дом на Клементьевской улице Наличники дома на Пионерской улице

Конечно, Лавра привлекает к себе повышенное внимание, однако город не потерялся в ее тени, и имеет свой неповторимый колорит, хранящий еще атмосферу XVIII-XIX веков. Небольшие уютные улочки с низенькими домами, многие из которых еще остаются деревянными, украшенные великолепной резьбой; доходные здания Лавры вокруг главной городской площади; построенный еще в 1790х годах Конный двор; каменные приходские храмы XVI-XIX веков, обозначившие вокруг монастыря центры древних слобод…


Самые яркие впечатления после городской архитектуры - это обилие книжных магазинов (с серьезными книгами, а не с Дарьей Донцовой) и магазинов с рыболовными принадлежностями. А еще - удивительное радушие местных жителей. Видимо, сохранились еще традиции прошлых веков, когда посадские жители принимали у себя в городе тысячи богомольцев со всей необъятной Руси.

Еще одна из достопримечательностей - памятник строителю железных дорог и меценату С.И.Мамонтову, судьба которого, как мы узнаем ниже, тесно сплетена с этим городом.


Перед самой Лаврой раскрывается во всем своем великолепии Красная монастырская мощеная площадь с бульваром. На самой площади - лаврская часовня и колодезь. Вокруг нее приютились здания бывших монастырских гостиниц, лавок и доходных домов. А по периметру - многочисленные лоточники, продающие шедевры (и не очень) местных промыслов, а также всякую мишуру подобную той, что можно видеть в Москве на Арбате.

Старая застройка города
Фасады домов на проспекте Красной Армии Дом на Вифанской улице
Странноприимный дом Бывшая новая лаврская гостиница

Немного портит впечатление старая монастырская гостиница, построенная в 1823 году в строгих формах классицизма, от которой сейчас остались одни руины. Она закрывает вид от монастырских стен на и Конный двор и Белый пруд с лебедями.

В ХVII веке пруд назывался Круглым и до построения гостиницы был значительно более нынешнего, и при строительстве был частично засыпан.


У южного склона холма нас встречает удивительный по красоте ансамбль из двух, совершенно разных, однако сочетающихся в великолепный ансамбль церквей - Пятницкой и Введенской - ровесниц каменных стен крепости (1547). Это все, что осталось от Пятницкого Подольного монастыря.

Около 1660 года монастырь был обращен в приходскую церковь, его старицы переведены были в Хотьков монастырь, а церкви упраздненного Пятницкого прихода с окружающею их частью площади, как древнее достояние Троице-Сергиевой лавры, переданы в ведение Лавры.


Одно из самых интересных мест в городе - это Конный двор - изрядно отреставрированное и отштукатуренное здание, в котором, однако, угадывается изящество постройки 200-летней давности. Особый колорит придают ему установленные на шпилях флюгерочки изящной формы, звонница во дворе с настоящими колоколами, в которые может позвонить любой желающий, пушечки на каменных лафетах и ажурные решетки на воротах и окошках.

Конный двор в 70-х годах и сегодня
Конный двор в 70-х годах до реставрации Конный двор в 2005 году

Ныне во дворе размещен музей - несколько выставочных залов, в которых можно познакомиться с прошлым здешних земель начиная с каменного века. Здесь же представлена история монастыря и выросшего вокруг него города. Еще одна экспозиция рассказывает о полузабытых традициях русских крестьян, праздниках и обрядах, сопровождавших русского человека от рождения до смерти.


Не менее интересной оказалась выставка "Деревянная сказка России". Художественные промыслы Подмосковья стали символами России - у каждого подмосковного района - свои традиции, свои секреты мастерства. Так, Сергиев Посад и его окрестности, - это мир художественного дерева - резная игрушка и скульптура села Богородского, расписная матрешка и роспись с выжиганием Сергиева Посада, абрамцевская резьба по дереву и кости.

Большинство этих промыслов возникло в XIX веке. Однако родились они не на пустом месте. Родоначальником резной игрушки считают еще Сергия Радонежского - преподобный сам изготавливал симпатичных зверушек и благословлял ими детей.

О высокой культуре резьбы по дереву XV века свидетельствуют прекрасные миниатюры из пальмового дерева резчика Амвросия, работавшего в мастерских Троице-Сергиевской лавры, искусство рельефа которого не уступало мастерам древней Греции и Итальянского Возрождения.

Сергиевские игрушки
Деревянная игрушка Сергиева Посада Деревянная игрушка Сергиева Посада Деревянная игрушка Сергиева Посада

Особого подъема искусство резьбы и росписи по дереву достигло в XVII веке - этим временем датируются игрушки русских царевичей - троицкие "красные" ложки, братинки, потешные возки. В XVIII-XIX веках Сергиевские мастера раскрашивали куколок - крестьянских девушек в кокошниках, барынь. К концу XIX века половина жителей Сергиева Посада занималось изготовлением и продажей игрушек! На рубеже XIX-XX-го веков тысячами пудов везли игрушки в столицы, на ярмарки, отправляли в десятки стран, завоевывая на выставках престижные награды. Поражает обилие и разнообразие игрушек: резная, токарная, столярная, из папье-маше, комбинированная из ткани, бумаги и фарфора. К концу XIX века изготавливали сувениры и бытовые изделия - шкатулки, стаканчики, вазочки, расписанные и позолоченные, мебель, иконостасы, ларцы. Учебно-производственные мастерские, открытые в 1891 году стали украшать изделия росписью с выжиганием и позолотой.


В XIX-XX веке в Хотьково и Абрамцеве сложилась высокохудожественная школа резьбы по дереву. А в Сергиевском Посаде на основе опыта косторезов русского Севера и Сибири и работ мастеров монастырских мастерских сложилась творческая артель резчиков по кости со своими традициями и секретами.

Из кости изготавливали не только плоские предметы - миниатюрные панно, настольные экраны, но и женские украшения, скульптуру, курительные трубки и мундштуки. Специфически декоративный эффект создавала тонкая сетка изысканного ажурного растительного узора и сочетание её с деревом, перламутром, эбонитом и металлической оправой. Все это придает вид драгоценностей не только серьгам и кулонам, но и крохотным игольницам, наборам шахматных фигур и столь традиционным ларцам и шкатулкам. Очень привлекательна миниатюрная скульптура, в которой в качестве сюжетов преобладают сказочные животные.


Сергиевские игрушки
Пасхальное яйцо из кости Деревянная игрушка Сергиева Посада

Еще столица русских игрушечников знаменита точеной расписной матрешкой. Первая русская матрешка, выточенная по эскизам С.В.Малютина лучшим матрешечником из Сергиева Посада В.Звездочкиным, была восьмиместная. За девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все матрешки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спеленутого младенца. Идея создания разъемной деревянной матрешки была подсказана С.В.Малютину японской игрушкой, привезенной с острова Хонсю женой С.И.Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Японцы, кстати, утверждают, что первым выточил подобную матрешку на острове Хонсю русский монах.

Видимо, матрешка, как и анекдот, является тем видом народного творчества, которое отражает, что называется, "злобу дня". В музее я видела матрешек, изображающих Кутузова и Наполеона с маршалами, сделанных, как вы уже догадались в начале XIX века. Сразу вспомнились арбатские галереи из матрешек-политических лидеров, начиная с дедушки Ленина и до нынешнего президента.


Своеобразной народной скульптурой была и богородская игрушка - потешные возки с седоками, тройки, фигурки животных и птиц - коней, медведей, петухов, фигурки людей - крестьян, пастухов, пахарей, а также своеобразные игрушки с движением - пильщики и кузнецы, поражающие своей выразительностью и мастерством резки.

Богородский промысел относится к числу древнейших художественных промыслов Подмосковья. О мастерах богородской резной деревянной скульптуры и игрушки, об их деятельности сохранились сведения от XVI, XVII и XVIII веков.


В соседних с Хотьково деревнях - Ахтырка, Мутовка, Левково, Кудрино нашло развитие еще один из древнейших русских народных промыслов - резьба по бересте.

Первые куски орнаментированной бересты, относимые учеными к XI веку были найдены при раскопках на территории древнего Новгорода. Береста всегда была удобным материалом для различных поделок. С возникновением письменности ее использовали для создания разнообразных грамот, так как на ней было легко вырезать знаки и буквы и удобно было свертывать ее в легкие свитки. Изделия из бересты украшались росписью, тисненным орнаментом и легким ажуром прорезных узоров. Орнаментами из прорезной бересты в старину украшали туески и лукошки, оклеивали им ларцы и шкатулки.

В XIX веке в Абрамцево возрождается и приобретает новое качество это искусство; мастерами создаются коробки для рукоделия, шкатулки, шкафчики-аптечки, сухарницы, лоточки, декоративные тарелки, в которых рельефный орнамент удачно сочетается с гладкой полированной поверхностью древесины.


Экспонаты музея игрушек
Экспонаты музея игрушек Экспонаты музея игрушек Экспонаты музея игрушек

Не удивительно, что именно в Сергиевом Посаде появился Музей игрушки, который я вам также рекомендую посетить. Интересны не только сами экспонаты - не менее интересно, месторасположение музея - на краю высокого обрыва, нависшего над гладью Келарского пруда, откуда открывается прекрасный вид на Лавру. Стоит также посмотреть и на здание - дом с фасадами, обработанными узорчатой кирпичной кладкой в псевдорусском стиле, характерной для конца XIX столетия, построенный лаврским архитектором Александром Латковым в 1893 году; до революции в нем располагалась гимназия.

Этим же зодчим построено довольно много зданий в городе - здание бывшей больницы-богадельни, примыкающей к стенам Лавры с западной стороны (1896), здание бывшего странноприимного дома, а ныне телеграфа, построенного в 1892 году в память пятисотлетия кончины преподобного Сергия, а также несколько храмовых построек в округе


Недалеко от юго-западной части монастырской крепости, рядом с речкой Кончурой, напротив Водяной башни раскинулся небольшой парк, обнесенный каменной оградой в виде миниатюрной крепостной стены с островерхими башенками, деревянная кровля которых частично сохранилась, хоть и потрепана. Это Пафнутьев сад.

Пафнутьев сад
Пафнутьев сад Пафнутьев сад Пафнутьев сад

Когда он был насажен, остается неизвестным. Существует предание, что в 1689 году Петр Великий прогуливался в нем, и вдруг предстал пред ним гонец из Москвы с каким-то очень радостным для него известием. В память об этом государь и приказал назвать сад Пафнутьевым, по имени гонца. Рядом расположен живописный Келарский пруд, оставшийся от былого каскада из четырех прудов, а в самом саду близ монастырской стены находится колодец - один из источников, чудесным образом найденных преподобным Сергием.

После секуляризации монастырских земель территория сада сохранилась за Лаврой, и владельцы поспешили обнести его оградой. Эта "крепость" сложена митрополитом Платоном в 1777-1778 годах и подновлена в 1850. После революции сад этот стал городским Парком культуры и отдыха.

Здесь на территории в 1895 году по проектам уже известным нам архитектора Латкова построен больнично-богадельный корпус с храмом Иоанна Лествичника (в настоящее время в нем располагаются помещения Московской духовной семинарии).

Окрестности

Итак, город осмотрен. Но мы знаем, что в окрестностях Сергиевого Посада тоже есть что посмотреть. Например, скиты к востоку города, Хотьковский монастырь, усадьба Абрамцево и самый высокий в Подмосковье водопад, считающийся к тому же святым источником.

Однако попытка наша попасть на водопад Гремячий ключ закончилась неожиданно. Прозевав нужный поворот, мы неожиданно увидели необыкновенную по красоте кирпичную колокольню, словно парящую над лесом, а чуть погодя - крепостную стену и собор Черниговской Божьей Матери.

Оказалось, что колокольню, так поразившую мое воображение, также строил Александр Латков. После очередного упоминания этой фамилии рядом со зданиями, которые мне показались очень привлекательными (сразу оговорюсь - я не знаток архитектуры), захотелось узнать побольше об этом человеке.

Архитектурные творения Александра Латкова
Храм Иоанна Лествичника бывшего  лаврского больнично-богадельного корпуса, а ныне Московской духовной семинарии в Сергиевом Посаде Колокольня в подмосковном Чашникове Часовня Спасо-Андронникова монастыря на улице Сергия Радонежского в Москве(бывшей Тулинской)
Надстроенное здание Троицкого подворья в Москве и его проект Бывший странноприимный дом, а ныне телеграф в Сергиевом Посаде
Колокольня Головинского монастыря в Москве Бывшая гимназия, а ныне Дом игрушки в Сергиевом Посаде Колокольня Гефсиманского скита

Александр Афанасьевич Латков, более десятилетия занимавший должность архитектора Троице-Сергиевой Лавры, за этот короткий срок почти со всех сторон окружил ансамбль монастыря капитальными постройками. Много работал Александр Афанасьевич и в более далеких окрестностях Лавры. Он возвел грандиозный собор и несколько подсобных монастырских строений в Хотьково, два небольших странноприимных дома близ Черниговского скита и у южной окраины деревни Рязанцы на Ярославской шоссе.

Из числа московских работ зодчего стоит отметить часовню Спасо-Андронникова монастыря на улице Сергия Радонежского (бывшей Тулинской) в русском стиле с кокошниками и тремя нарядными шатрами и здание Троицкого подворья.

Самое же большое увлечение Латкова - это церковные колокольни, которых он построил не менее десятка - помимо так понравившегося мне сооружения в Гефсиманском скиту, он воздвиг колокольни в Головинском монастыре в Москве и в подмосковном Чашникове. От похожей колокольни Зосимовой пустыни остались только одни нижние ярусы.

Все его постройки узнаваемы - в древнерусском стиле, с формами, декоративными деталями и мелкой фигурной кладкой, заимствованными у древних зодчих.

Интересно, что коллеги часто его не жаловали.

Будучи архитектором Троице-Сергиевой Лавры и руководя ремонтом существующих и сооружением новых зданий этого бесценного ансамбля древнерусского зодчества, Латков не состоял действительным членом Московского археологического общества, объединявшего в те годы всех виднейших реставраторов и лиц, изучавших историю архитектуры. Лишь в 1914 годы он был избран, и только членом-корреспондентом общества. И несмотря на то, что многие годы он был членом Московского архитектурного общества и даже избирался его секретарем, ни одна из его работ не была опубликована в выходивших под эгидой общества изданиях.

Многие ругают его постройки вокруг Лавры, загородившие лучшие виды на монастырь. Да и сами строения зачастую называются грубыми подделками под "русский стиль". При том, что от неспециалистов мне много раз приходилось слышать восторженные отзывы о его строения. Конечно, господа архитекторы, вам виднее…

С конца XIX века зодчего начинают преследовать неудачи. Кульминацией его творческой деятельности стало проектирование собора Александра Невского. Это гигантское сооружение, сравнимое по своим масштабам с храмом Христа Спасителя, собирались возвести на Миусской площади в Москве в память об освобождении крестьян. Также как и в случае с храмом Христа Спасителя, первый проект собора был отвергнут, второй - составленный академиком А. Н. Померанцевым по рисункам художника В. Васнецова строился долго, и также, законченный лишь вчерне простоял лишь несколько десятилетий и был снесен в 1950-х годах.

Второй крупной неудачей А. А. Латкова стало сооружение Никольских торговых рядов в Москве. Составленный им проект трижды (!) отклонялся Техническо-строительным комитетом, и в конце концов проектирование было передано знаменитому мастеру Л. Н. Кекущеву.

Первая мировая война и Великая Октябрьская революции полностью прекратили храмосоздательскую деятельность в России. Церковному зодчему пришлось заняться реставрацией. В 1918 году он участвует в реставрационных работах в Московском Кремле. Но, видимо, в силу недостатка авторитета А. А. Латков вновь оказывается на вторых ролях, уступив руководство своим более молодым и способным коллегам. К сожалению, о дальнейшей судьбе Александра Афанасьевича Латкова мне так и не удалось ничего разузнать.


Но, вернемся в скит. В 3х километрах от Лавры в XVIII веке для "летних увеселительных посещений" высоких лиц строится специальный загородный монастырский двор Корбуха. Он ничем не отличается от домов при царских загородных резиденциях или в имениях знатных вельмож: просторный, богато отделанный особняк с оранжереями и службами располагался на берегу пруда, вокруг которого был разбит парк с подстриженными деревьями, регулярными "пришпектами" и дорожками, с беседками и фонтанами. Со временем "загородный двор" пришел в запустение и в 1844 году на его месте Лаврой устроен существующий по сию пору Гефсиманский скит со специально вырытыми пещерами по примеру Киевской Лавры.

В пещерный храм Архангела Михаила мы, к сожалению, не попали - экскурсию устраивают лишь для групп не менее 10 человек. А вот приложиться к мощам старца Варнавы, скитского духовника, подвизавшегося здесь во второй половине XIX века можно почти всегда. Варнава предсказал грядущие бедствия и последующее возрождение России. Возможно он возвестил царю Николаю II о ждущем его мученическом венце.

Южнее Корбухи, на живописном берегу большого пруда, где прежде было монастырское кладбище, митрополит Платон выстроил для себя другой загородный двор - Вифанию (1783), превратив его затем в небольшой Спасо-Вифанский скит.

Здесь же, совсем недалеко архимандритом Антонием была основана в 1858 году Параклит-Торбеева пустынь, приписанная к Троице-Сергиеву монастырю.


По давней традиции паломников прежде, чем посетить преподобного Сергия, необходимо испросить благословения его родителей. Мы немного запоздали с этим, но - лучше поздно, чем никогда.

В Хотьково поехали утром, надеясь за день успеть еще в Радонеж, на родину преподобного Сергия и в Абрамцево.

В древнее славянское поселение с удивительным название Радонеж в 1328 году, спасаясь от притеснений ордынских ханов и княжеских междоусобиц, переселились из Ростова Великого родители святого Сергия, именитые бояре Кирилл и Мария. В Радонеже прошла юность Варфоломея, будущего игумена русской земли. Единственный из троих сыновей Кирилла и Марии не связанный семейными узами, он оставался опорой престарелых родителей. Незадолго до смерти благочестивые бояре приняли монашеский постриг в близлежащем Покровском монастыре. Сергий же заботился о родителях до их блаженной кончины, здесь же они были похоронены.

Покровский монастырь в Хотьково
Стены Покровского монастыря в Хотьково Покровский собор в Хотьково Никольский собор в Хотьково
Никольский собор в Хотьково Мы со львом

Монастырь виден еще с поезда и издалека поражает воображение. Уже упоминавшийся Большой Никольский храм обители, хоть и построенный в начале XX века (1904) Александром Латковым, производит впечатление древнего византийского строения. Главным же храмом обители является Покровская церковь, построенная в 1816 году - не менее грандиозное и красивое сооружение в классическом стиле. А самое древнее сооружение - надвратный храм, построенный в 1742-1745 годах.

Самая большая святыня монастыря - мощи святых родителей Сергия Радонежского, почивающие в Покровском соборе.

На территории, окруженной массивными стенами, тихо и спокойно. Ворота обители охраняет каменный лев - удивительно было встретить в таком тихом русском местечке это животное, встречающееся в изобилии в нашей стране разве что в Петербурге.


Из Хотьково пешком пошли в Абрамцево - дорога неблизкая, но дойти можно.

Оказалось, что в музее выходной. Поначалу я расстроилась, но нам удалось найти вход через служебную калитку и провести незабываемый час практически в полном одиночестве, гуляя по тропинкам живописнейшего парка среди будто бы игрушечных домиков, украшенных витиеватой резьбой. А крохотный храм Спаса Нерукотворного с узорами из белого камня казался иллюстрацией к русской народной сказке.

Он был построен в 1882 году по проекту Василия Поленова и Виктора Васнецова по образцу новгородского храма XII века Спаса в Нередицах. Авторы обогатили постройку приемами различных архитектурных школ - украсили храм владимирской резьбой, ярославской майоликой и московскими оконцами. В ее оформлении принимали участие все члены Абрамцевкого кружка, сложившегося вокруг владельца усадьбы С.И.Мамонтова. Деревянный резной иконостас изготовлен по эскизам Поленова, росписи и иконы выполнены Виктором Васнецовым, Поленовым, Репиным.

Храм Спаса Нерукотворного в Абрамцеве
Храм Спаса Нерукотворного в Абрамцеве Храм Спаса Нерукотворного в Абрамцеве Храм Спаса Нерукотворного в Абрамцеве

Усадьба Абрамцево с 1843 года принадлежала русскому писателю, автору и собирателю русских сказок Сергею Тимофеевичу Аксакову, известному пламенной любовью к Отечеству и ко всему русскому. В его семье выросли два замечательных сына - Константин Сергеевич - один из известных идеологов и основателей славянофильства и Иван Сергеевич, в 1872-74 годах председательствовавший в Обществе любителей российской словесности.

Во время владения усадьбой Аксаковым здесь бывали В.Г.Белинский, Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев, М.С.Щепкин. В 1870 году Абрамцево приобрел Савва Иванович Мамонтов, любитель и пламенный приверженец русской культуры и искусства.

Любовь к прекрасному, замечательный вкус, признаваемый русской интеллигенцией того времени за эталон, обаяние, удивительное умение своей неукротимой жаждой деятельности зажигать других, объединять и вдохновлять окружающих - все это позволило Мамонтову стать центром притяжения талантливейших людей того времени.

Он основал первую частную Русскую оперу, в которой расцвёл гений Шаляпина. Декорации к его спектаклям писались Левитаном, Васнецовым, Поленовым, Коровиным, Врубелем.

Он покупал у художников, представляющих новые стили, их картины, заказывал украшать здания железнодорожных вокзалов, построенных им же, произведениями русских художников - Васнецову, Антокольскому, помогал реализовывать свои проекты начинателям зарождающегося движения передвижников - Репину, Коровину, Поленову, Серову.

В его доме в Москве, на Садово-Спасской был образован Мамонтовский кружок, где собиралась почти вся творческая интеллигенция Москвы.

А в приобретенной им усадьбе Абрамцево на протяжении многих лет находили приют и поддержку, творили свои безсмертные произведения Виктор и Апполинарий Васнецовы, Крамской, Репин, Поленов, Врубель, Коровин, Серов, Антокольский, Суриков и многие другие известные художники и скульпторы. Самой известной из картин, написанных в Абрамцеве стала "Девочка с персиками"Серова.

Усадьба Абрамцево
Студия-мастерская в Усадьбе Абрамцево Баня-теремок в Усадьбе Абрамцево
Главный дом Усадьбы Абрамцево Усадьба Абрамцево

Кроме того, именно здесь зародился один из местных видов деревянного прикладного искусства - абрамцево-кудринская резьба по дереву, бересте и кости, о которых рассказывалось выше. Легендарной точкой отсчета стала находка в соседней деревне Репихово резной доски, что принесли летом 1882 года Репин и Поленов. На широкой подкарнизной доске по сторонам плавного волнообразного побега были вырезаны ягоды и розетки. И с 1884 года здесь под руководством Е.Г. Мамонтовой началось художественное образование и воспитание кустарей-резчиков из крестьянских ребятишек. Здесь же, в мастерской художественным руководителем работала художница Е.Д. Поленова, собирательница произведений народного искусства, для нее трудились В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, Н.Я. Давыдова, М.Ф. Якунчикова. Воспитательная и педагогическая деятельность Абрамцевских мастерских была результатом возникновения целой плеяды искуснейших художников-резчиков.

Меценатство требовало денег и немалых. Однако Савва Иванович был еще и преуспевающим дельцом. Наследник контрольного пакета акций Московско-Ярославской железной дороги, он не боялся вкладывать деньги в долгосрочные проекты - продлил дорогу от Ярославля до Костромы и дальше, к Архангельску, "затеял" строительство Московской окружной дороги, создал Московский вагоностроительный завод, занимался добычей руды и производством чугуна.

В результате смелость в принятии решений сгубила удачливого предпринимателя. Его обвинили в растрате 100 тысяч рублей из кассы Московско-Ярославской железной дороги. Деньги эти Савва Иванович хотел пустить на развитие транспортного машиностроения. Позже его освободили, однако долга ему не простили. Несмотря на то, что друзья, которым он помогал в лучшие времена, не забыли его и всячески содействовали его оправданию, процесс этот оказался для Мамонтова фатальным: знаменитый предприниматель, меценат и антрепренер был сокрушен - и материально, и физически, и духовно. Имя Саввы Мамонтова перестало звучать в финансовых кругах как гарантия капитала. Все произведения культуры, принадлежавшие ранее Мамонтовым были проданы с молотка. Остаток жизни Савва Иванович Мамонтов провёл в полной тени, раздавленным и потерянным. Шестого апреля 1918 года он скончался. Друзья похоронили его в ризнице построенной на его средства Абрамцевской церкви.

О таком печальном конце владельца усадьбы тогда, гуляя по дорожкам живописнейшего парка я еще не знала. А вот дух русской культуры, привнесенный величайшими русскими художниками и бережно собранный Саввой Ивановичем чувствовался здесь сполна.


К сожалению, мы так и не дошли до Радонежа - слишком устали. И на Гремячий ключ поехать тоже не смоги - испортилась погода. Однако я не оставляю надежды побывать в земле преподобного Сергия еще раз. Возможно, теперь с организованной экскурсией.


Балдин В.И. Загорск. История города. Архитектурные памятники города. Москва. "Стройиздат" '81

Сергиев Посад. Очерк истории города. Без выходных данных, куплена в Троице-Сергиевской Лавре

Сайт "Хотьково в сети"

Копшицер М.И. "Мамонтов". Москва, "Искусство", 1972.

А. КИСЫЧ. Рууские творения Александра Латкова. "Хотьковский вестник" №32 1992

К 90-ЛЕТИЮ БОГОРОДСКОГО НАРОДНОГО ПРОМЫСЛА Т. Завьялова

По материалам книги "РУССКАЯ МАТРЕШКА" Л. Н. Соловьева - Москва - ИНТЕРБУК 1993

Смотрите также:


Баннерная сеть "Исторические сайты"

Rambler's Top100
Rambler's Top100


Rating All-Moscow.ru
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
 
Design: Русскiй городовой