Москва Наш район Фотогалерея Храм св. Анастасии

Автор   Гостевая   Пишите
Google

WWW
TeStan

Карты Москвы

Книги о Москве

Статьи о Москве

Музеи Москвы

Ресурсы о Москве

Главная>>Москва>>Статьи о Москве

Статьи о Москве

ЧАША СПАСЕНИЯ

Марина ВАСИЛЬЕВА

Опубликовано: журнал "Первое сентября" 31/2001 года

О храмах, чудотворных иконах и церковноприходской школе в поселке Косино

Косинская (Моденская) икона Божией Матери
Косинская (Моденская)
икона Божией Матери
Однажды мне довелось быть свидетельницей таинства Крещения, совершаемого в природном водоеме. Это было одно из озер подмосковного дачного района Косино, ставшего частью столицы.
Погода была солнечная, и на берегу собралось множество зрителей. Крещаемые, в белых сорочках, сбились стайкой. Священник в подряснике и епитрахили вошел в теплую озерную воду, напротив него встал первый из очереди – и таинство великого приобщения к Церкви началось...
Именно так все происходило семь лет назад, когда в престольный праздник Косинской (Моденской) иконы Божией Матери, что в храме Успения, крестил своих чад иеромонах, ныне игумен Кирилл (Сахаров). С ним прибыли и его прихожане из храма Святителя Николая на Берсеневке.

Когда крещение закончилось, а неофиты выбрались из воды и обсохли на солнце, вся компания потянулась в храм. Здесь в иконостасе на особом месте находилась чудотворная святыня.
На иконе Богородица изображена в полный рост. Царица Небесная держит Сына на левой руке, придерживая правой. Младенец глядит на народ, благословляя его одной рукой, а в другой держа свиток. Лик Пречистой Девы, задумчиво глядящей вдаль, полон любви, окрашен тихой грустью.
В тот день Она стала восприемницей всех крещаемых, как была Ею всегда и всюду.
Ныне здесь снова готовятся встретить престольный праздник. Благоухающие цветы украшают святую икону. К ее подножию собираются девочки в белых платочках и принаряженные мальчики. Это ученики Косинской церковноприходской школы.
Протоиерей Михаил Фарковец
Протоиерей Михаил Фарковец –
настоятель Успенского храма
Обнесенные каменной оградой, на берегу Косинского озера стоят три храма: Свято-Успенский, Свято-Никольский и Свято-Тихоновский. Свято-Успенский, в стиле ампир, огромный, величавый, светится своими желто-белыми стенами, рядом с ним – Никольский, поменьше, и деревянный Свято-Тихоновский. Два каменных храма были устроены в 1823 и 1826 годах, тщанием владельца села Косино Дмитрия Александровича Лухманова. Он был московским купцом первой гильдии, коммерции советником и почетным гражданином. До него среди владельцев села был двоюродный брат святого благоверного Димитрия Донского, князь Владимир Храбрый. По дарственной грамоте царя Михаила Романова 1617 года, следующим становится стольник Оружейной Палаты Василий Телепнев. У последней владелицы из рода Телепневых и купил в 1814 году село Косино богатый купец Д.А. Лухманов. Справедливости ради необходимо отметить, что он был настолько же благочестив, насколько богат. При нем разоренное нашествием французов село расцвело. А две церкви, зиждителем которых он стал, были еще и роскошно украшены.

Главной своей святыней, косинской (Моденской) иконой Божией Матери, село обязано императору Петру I. Согласно местному преданию, юный царь, увлекаясь плаванием, любил кататься на ботике по водам Косинского Белого озера. Бывая здесь, он навещал усадьбу Телепневых. А когда ему пришла мысль перевести свою флотилию на Переславское озеро, то в память своего пребывания он подарил Косинской церкви икону Божией Матери. Ее привез из итальянского города Модены ближний вельможа, граф Борис Петрович Шереметев. И начиная с 1808 года икона прославилась множеством совершаемых от нее чудес. Изобилие благодати породило у местного населения верование, что Косино находится под особым покровительством Богородицы.

Другая известная святыня – икона святителя Николая Чудотворца. Она была обретена на волнах Святого озера в глубокой древности. Храмоздателем Д.А. Лухмановым для иконы Божией Матери была изготовлена риза из чистого золота, для образа святителя Николая – из серебра.

Святое озеро с незапамятных времен стало местом паломничества массы богомольцев. По преданию, некогда бывшему воину Вуколу, ушедшему от мира ради спасения души, на этом месте явилась церковь, где совершалась литургия. Вдруг среди молящихся встала Пречистая Дева, а хор ангелов запел Херувимскую песнь. Вукол счел себя недостойным видеть это и вышел из храма. В тот же миг церковь начала погружаться в воду и ушла на дно озера. Предание гласит, что в ней по сей день не умолкает молитва святого старца за православный русский народ и град Москву. Во времена грядущего Второго Пришествия Христова церковь будто бы поднимется на поверхность и будет явлена народу.

А на месте хижины, где в XII веке жил Вукол вместе со своим старцем-наставником, сподобившимся быть свидетелем чуда, впоследствии благоверный князь Даниил Московский устроил храм Спаса на Бору. Этот храм был известен как древнейший в Кремле и всей Москве.

Однако в наступившее время безбожия храмы были разорены, с икон содраны драгоценные оклады, затем исчезли и сами святые образа…

Ныне Косино – южная окраина Москвы, застроенная многоэтажными домами, рассеченная шумными магистралями. Давно исчезли деревеньки, стоявшие по берегам трех озер, луга, пригорки, сосновый бор. И уже не стремятся тысячи богомольцев к чудесной иконе Богородицы, к берегам Святого озера. Но огонек веры не угас. Он теплится не только в лампадах храмов, но и в глазах юных прихожан, воспитанников церковноприходской школы. Здесь, в Косино, бережно хранятся традиции православного просвещения.

Церковноприходская школа была учреждена в Косино в 1862 году. Ее устроили местные крестьяне, которые пожелали таким образом отметить жизненно важное для них событие – отмену крепостного права. В школе учились не только местные дети, но и из окрестных деревень. Оценив ее благотворное влияние на нравы молодежи, крестьяне в 1875 году решили выстроить для школы каменный дом. В том же году она перешла в ведение Московского земства, оставаясь под попечением своего основателя и настоятеля прихода отца Иоанна Цветова. Через десятилетия святое дело пастыря было продолжено – в нынешней ЦПШ шестьдесят учеников.

Ученики церковноприходской школы
Ученики церковноприходской школы

Церковноприходские школы ныне в Москве редкость, поэтому знакомство с каждой из них – это крупицы ценного опыта. Поначалу мне казалось, что моя затея обречена на неуспех: время летнее, каникулы, в школе идет ремонт. Да и директор в отпуске. Но какой отпуск накануне престольного праздника? Ларису Васильевну нашли довольно быстро. Молодая, энергичная женщина, улыбаясь, встречает меня на пороге кабинета. Затем предлагает осмотреться и ненадолго исчезает, на ходу решая несколько проблем.
В пустынном, прохладном Успенском храме распахнуты все двери. Веет ветерок с озера, пахнет цветами. Трехъярусный бело-золотой иконостас. Справа – Моденская икона Божией Матери, на ней висят в несколько рядов цепочки с золотыми крестами. Осанистый седовласый пастырь-настоятель, протоиерей Михаил Фарковец, приветливо улыбается и предлагает ознакомиться с приходом.
Вдоль дорожки, ведущей к трем храмам, стоят деревянные скамьи. Сидя на одной из них, мы беседуем со старостой прихода Таисией Викторовной. Глядя на эту женщину средних лет, благолепную и строгую, трудно поверить, что прежде она работала в миру товароведом в универсаме. Таисия Викторовна, как и другие чада, пришла сюда за духовным отцом Михаилом из храма Успения в Вешняках.

– В каком состоянии были церкви, когда вы впервые появились здесь?

– В двух храмах располагались концертные залы, а сами здания числились на балансе детской музыкальной школы № 85, – отвечает Таисия Викторовна. – В Успенском храме шли концерты духовной музыки, а в Никольском устроился ансамбль гусляров. Все они достались нам в сохранном состоянии, тем не менее их все-таки было несколько. И нам достаточно пришлось потрудиться. Возвращены они были: в 1990-м – Никольский храм, а в 1992-м – Успенский и деревянный.

– Он современный? – спрашиваю я, указывая на постройку, напоминающую терем.

– И да, и нет. Он стоит на древнем месте. Здесь уже был Никольский храм, предположительно XIV века. В XVII веке его перестраивали, а в 1947 году он сгорел. В 1970–1980 годы прошлого века сгоревший храм воссоздали. Но назвали уже по-другому, в честь святителя Тихона, патриарха Всероссийского. Он часто бывал и служил здесь. Его необыкновенно горячо все любили.
– В 1990 году, когда мы пришли сюда, – продолжает собеседница, – стоял инвентарь, не было ни иконостаса, ни престола. Пришлось все устраивать заново.
"Свято место пусто не бывает", – вспоминаю я народную поговорку, и мы идем дальше.

– А что это за деревянная часовня?

– Она построена в 1999 году и освящена в честь святителя Филарета, митрополита Московского, поскольку он принимал горячее участие в делах нашего прихода. Хотя владыка сам не служил, а только слушал службу, его присутствие оставляло значительный след в душах прихожан. Поэтому эти два новых деревянных строения посвящены нашим новоканонизованным святителям. Мы убирали территорию и помещения, выносили груды мусора. Все вместе поднимали храм. Иконостас сначала был фанерный, и так простоял десять лет. Только к юбилею прихода Господь подарил нам новый. Возрождение шло медленно. Денег не было, большая нищета, но понемногу нам посылались жертвователи. И вот прошло почти одиннадцать лет…

– и приход в прекрасном состоянии… – я оглядываю шелковистый ярко-зеленый газон, аккуратные постройки, мощеные дорожки.

– Ну, это далеко не так…
Таисия Викторовна, как и некоторые другие сотрудницы, носит хитон с поясом, черный платок, в руке у нее – длинные четки. Я спрашиваю, не монахиня ли она или послушница. Оказалось, что нет. Такую одежду женщины носят по благословению Святейшего Патриарха, которое он дал в 1994 году, во время одного из своих посещений.
– Батюшка строго отбирал тех, кому благословлено было носить хитон. Наше молитвенное правило не изменено, и никаких обязательств мы не давали. Но, согласитесь, такой внешний вид весьма дисциплинирует, и я по себе это чувствую.
"Еще бы! – думаю я, – и обстановка на приходе словно в монастыре: стой и молись, и стены помогают устроить душу, и оттого на святыни так отзывчива она". (Если бы только почаще приходили работницы Косинской трикотажной фабрики, расположенной бок о бок с храмом. "С руководством у нас контакты есть, а работницы бывают редко", – замечает староста. Сестры, где вы?)
– Но, в конце концов, хорошо уже и то, что местные матери поняли, какие опасности для их детей несет современная массовая школа. Ведь возобновлена ЦПШ при Косинском храме тоже по инициативе населения. Инициаторов, правда, всего горсть. Тем не менее это была закваска. Говоря современным языком, процесс пошел.
Дальше рассказ о школе ведет ее директор.
– Мы открылись в 1994 году, по благословению Его Святейшества, – рассказывает она. – Школа общеобразовательная, программы общие, как для всех, обучение бесплатное. Начали круто: принимали учащихся во все классы, с 1-го по 11-й. Учеба как-то задалась, отчисленных было мало. Отметки в основном хорошие и отличные. Экзамены наши дети сдают в других школах. Выпускники-мальчики поступают в семинарии в Лавре, в Николо-Угрешском монастыре, девочки – в педагогический институт. Классы маленькие, по два-три мальчика было несколько лет подряд. Самый большой класс у нас седьмой, в нем тринадцать человек.

Крестный ход в праздник Косинской
иконы Божией Матери. 2000 г.
– Какие церковные дисциплины преподаются у вас? Кто их ведет?

– Преподаются Закон Божий, Священная история Ветхого и Нового Завета, литургика, основы церковного пения, основы иконописи, греческий и церковнославянский языки. Все предметы ведут священники. Обязательное требование нашего настоятеля – чтобы дети посещали храм, регулярно исповедовались. У нас один день в неделю дети помогают служить литургию – так заведено. Кто поет, кто в алтаре, кто у подсвечников.

– С какого возраста?

– С 5-го по 11-й классы. Они очень ответственно к этому относятся.

– А кто ведет светские предметы?

– Их преподают по совместительству учителя средних школ. Отец Михаил следит за тем, чтобы они участвовали в жизни Церкви.

– Какими программами они пользуются?

– Общими. Но некоторые вопросы рассматриваем отдельно – например, происхождение жизни, эволюция в биологии. По истории, литературе учителя часто советуются с батюшками.

– А как относятся родители к тому, что дети усваивают основы Православия?

– Здесь у нашего батюшки твердый принцип: как в школе – так должно быть и дома. Ребенок не должен чувствовать раздвоенности. Поэтому родители воцерковляются, ходят в воскресную школу. К изучаемому относятся с большим интересом, говорят: "Спасибо, что вы нас научили".

– Как дети проводят свободное время?

– Они любят быть при храме. И мы часто паломничаем. Были в Иоанно-Богословском монастыре под Рязанью, в Звенигороде, Николо-Угрешском монастыре, Троице-Сергиевой Лавре. Есть у нас кружки – вышивания, иконописи.

– Произведения детей находят применение на приходе?

– Пока еще не находили, – улыбается директор. – Но мы работаем в этом направлении. Хочу рассказать еще об одном нашем направлении. Мы устраивали обмен выставками детских работ с Центром реабилитации детей-инвалидов. Наши ребята стали с ними дружить. Приезжали с концертами.

– Как между ними складываются отношения?

– Неплохо. Они с нашими находят общий язык. Когда в Центр приезжал батюшка – воспитанники встречали его с интересом, задавали вопросы о Боге и Православии.

– А как относится к вашим посещениям администрация?

– Хорошо. Собственно, завязать отношения с нами – инициатива директора.
Мне захотелось встретиться еще и с преподавателем-священником. На счастье, в этот день один из них был в храме. Со мной беседует иерей Димитрий Бабьев. Молодой священнослужитель преподает в ЦПШ катехизис, Священное Писание Нового Завета, литургику.

– Как дети относятся к духовным дисциплинам? Они не трудны для них?

– Дети воспринимают их с огромным, живым интересом. Мы стараемся преподавать их не столько как учебные дисциплины (как это делается в семинарии или академии), а скорее как практическое руководство для православного христианина. Ведь наше участие в богослужении должно быть осознанным, а переживаемые нами чувства – симфоничны общему молитвословию. Для этого надо знать, что происходит в алтаре, чем занят священник в тот или иной момент литургии.

– Какой литературой вы пользуетесь?

– Это "Новая Скрижаль", "Методическое, историческое и догматическое объяснение Божественной литургии", учебник богослужения и другие.

– Ваш храм освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Каково значение этого праздника? Как вы объясняете его детям?

– Каждый православный праздник обладает миссионерским значением, и Успение – также. Это не просто событие в истории Церкви. Его недаром называют Богородичной Пасхой. С того дня, как случилось это великое событие, люди получили Ходатаицу за род людской. Матерь Божия первая из всех угодников и даже Бесплотных Сил предстоит Престолу Божию. И среди наших немощей и скорбей наши взоры должны быть прежде всего обращены к Божией Матери. Наши ученики должны не только подражать Ей в Ее любви, верности чадам, но и умении подчинить свою любовь воле Божией. По средам у нас совершается молебен перед чудотворной Моденской иконой Божией Матери. Глаза у детей блестят, надо видеть, с каким упованием они взирают на нее! Мы рассказываем детям историю иконы, о чудесах, происходивших от нее, и в этом – живая связь времен. Соединению с миром Небесным, который дети чувствуют особенно тонко и благоговейно, нам можно учиться у них.
"Так, значит, чудотворная икона вернулась?" – спросит наблюдательный читатель. Да, и здесь самое время рассказать об этом. Изъятая после закрытия косинских храмов в 1940 году, она в 1976-м нашлась в фондах музея древнерусского искусства имени преподобного Андрея Рублева. Смотритель музея В.В. Кириченко после войны побывал в Ленинграде, в Музее истории религии и атеизма. Там он нашел шедевр XVII века – икону Божией Матери. На обороте ее было написано чьей-то доброй рукой – "Моденская"…
Святыня прошла реставрацию, которую выполнила сотрудница музея Ирина Ватагина. И 2 июля 1991 года, несомая крестным ходом во главе с преосвященным Арсением, епископом Истринским, при участии духовенства и верующих из Москвы и всей России, она была внесена в Дом Божий. А на следующий день, впервые после 70-летнего перерыва, была совершена Патриаршая литургия в Успенском храме. Затем состоялся крестный ход на Святое озеро, где был совершен чин освящения. И снова, как прежде, цельбоносные воды приняли богомольцев. Снова на его берегах стали возноситься молитвы. Даже глядя издалека, видишь, как это озеро прекрасно. Оно словно круглая чаша, полная чистейшей, сапфирового цвета, воды. Кажется, Божия Матерь невидимо стоит над нею. Она слышит нас. И мы, большие и малые, идем к Ней.

На снимке: иерей Василий Фарковец и протоиерей Сергий Торопцев с Моденской иконой Божией Матери.
Икона написана в Италии изографом Эммануэлем Фоллони.
На переднем плане – настоятель протоиерей Михаил Фарковец,
справа на снимке – настоятель храма Всех Святых в г. Модена (Италия) протоиерей Георгий Арлетти (1998 г.).

Смотрите также:


Баннерная сеть "Исторические сайты"

Rambler's Top100
Rambler's Top100


Rating All-Moscow.ru
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
 
Design: Русскiй городовой